В книге «Русская романтическая новелла» собраны яркие образцы беллетристики первой половины XIX века, произведения как известных, так и забытых писателей. Романтическая новелла представлена несколькими жанровыми разновидностями (историческая, светская, фантастическая, новелла о судьбе художника). Знакомясь с книгой, читатель не только будет увлечён яркими сюжетами, но и узнает о том, что читали наши предки полтора века назад.
(Аннотация издательства)
Сборник "Русская романтическая новелла" (1989, 384 стр. / Сост., подгот. текста, вступ. статья и примеч. А. Немзера; Худ. Б. Тржемецкий) (pdf 14,4 mb) – сентябрь 2024
– OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)
Сборник "Русская романтическая новелла". Часть первая (doc-rar 146 kb) – июль 2003
– OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)
А. Немзер. Тринадцать таинственных историй...
Антоний Погорельский. Лефортовская Маковница
В. П. Титов. Уединённый домик на Васильевском (повесть)
М. П. Погодин. Адель
Н. А. Мельгунов. Кто же он? (повесть)
Б. А. Баратынский. Перстень
A. А. Бестужев (Марлинский). Латник
Н. А. Полевой. Блаженство безумия
Сборник "Русская романтическая новелла". Часть вторая (doc-rar 121 kb) – июль 2003
– OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)
М. Н. Загоскин. Концерт бесов
Е. П. Ростопчина. Поединок
B. Н. Один. Странный бал
К. В. Кукольник. Антонио
В. Ф. Одоевский. Орлахская крестьянка
Вернет. Черный гость
Примечания
Антоний Погорельский – постоянный псевдоним Алексея Алексеевича Перовского (1787-1836),
литератора-дилетанта, приятеля В. А. Жуковского и А. С.
Пушкина. «Лефортовская Маковница» впервые напечатана как
самостоятельное произведение: Новости литературы, 1825, № 3.
Новелла вошла в состав книги: Двойник, или Мой вечера в
Малороссии. Соч. Антония Погорельского. 2 части. СПб., 1828
Новейшее изд: Антоний Погорельский. Избранное. М, 1985.
Сост, вступ. съ и примеч. М. А. Турьян. Текст печатается по этому изданию.
Владимир Павлович Титов (1807-1891) –
литератор-дилетант, близкий в 1820-х годах к кружку
любомудров, автор нескольких не переиздававшихся повестей,
позднее – дипломат и государственный деятель. «Уединенный
домик на Васильевском» восходит к устному рассказу А. С.
Пушкина, услышанному Титовым в салоне Е. А Карамзиной
(вероятно, в интервале: конец октября 1827 – октябрь 1828
г.) и опубликованному с согласия Пушкина: Северные цветы на
1829 год СПб., 1828; подпись: Тит Космократов. Современники
(исключая немногих) не знали о роли Пушкина в создании
новеллы; об этом стало известно лишь в 1912 г. после
публикации отрывка из письма Титова к А. В. Головину от 29
августа 1879 г., содержащего историю создания новеллы (см:
А. И. Дельвиг. Мои воспоминания. М., 1912, т. 1, с. 157).
Современные исследователи по-разному оценивают соотношение
«пушкинского» и «титовского» начал в «Уединенном домике на
Васильевском»; в ряде исследований была установлена связь
новеллы с давними замыслами Пушкина, мотивами, появившимися
в его произведениях 1830-х годов, обстоятельствами его жизни
в 1827-1828 гг. Текст печатается по изд.: А. С. Пушкин.
Поли. собр. соч. в 10-ти т. Л., 1979. Изд. 4-е, т. IX. Приложение.
Михаил Петрович Погодин (1800-1875) –
историк, литератор, издатель журналов «Московский вестник»
(1827-1830), «Московский наблюдатель» (1835-1837; совместно
с рядом литераторов), «Москвитянин» (1841-1856). Во второй
половине 1820-х годов был близок к Пушкину. Повесть «Адель»
впервые напечатана: Московский вестник, 1830, ч. V, №
XVII-XX; подпись: N. N.; вошла в изд.: Повести Михаила
Погодина. М., 1832. В «Адели» присутствуют
автобиографические мотивы, прототипом героини послужила
княжна Александра Ивановна Трубецкая, домашним учителем
которой был Погодин; в образе Дмитрия соединены черты самого
Погодина и его рано умершего друга, лидера московских
любомудров, поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова
(1805-1826), как и Погодин, влюбленного в Трубецкую. Повесть
тесно связана с романтическим культом поэта-философа,
возникшим после смерти Веневитинова усилиями его друзей.
Текст печатается по новейшему изд.: М. П. Погодин. Повести.
Драма. М., 1984. Сост., вступ. ст. и примеч. М. Н. Виролайнен.
Николай Александрович Мельгунов (1804-1867)
– литературный и музыкальный критик, пропагандист русской
литературы на Западе. Повесть «Кто же он?» впервые
напечатана: Телескоп, 1831, ч. 3, № 10-12; вошла в книгу:
Рассказы о былом и небывалом. М., 1834, 2 части (имени
автора нет на титуле, но предисловие подписано: «Н.
Мельгунов»). В обрисовке центрального героя – таинственного
Вашиадана ощутимо воздействие популярного в Европе и России
романа Ч.-Р. Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1820). Текст
печатается по указанному изд. (ч. I). Другие сочинения Мельгунова не переиздавались.
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) –
поэт. Единственное прозаическое сюжетное произведение
Баратынского новелла «Перстень» – написано в 1831 г. Впервые
напечатана: Европеец, 1832, ч. I, № 2. Печатается по изд.:
Е. А. Баратынский. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М., 1951.
Александр Александрович Бестужев (Марлинский
– постоянный псевдоним, в читательском сознании слившийся с
фамилией) (1797-1837) – поэт, критик, прозаик, член
Северного общества декабристов, активный участник восстания
14 декабря 1825 г. Романтическая проза Марлинского
пользовалась огромной популярностью в самых широких
читательских кругах. «Латник» впервые напечатан: Сын
отечества и Северный архив, 1832, № 1-4; подпись: «А. М.», с
пометой: «Дагестан, 1831». Печатается по новейшему изд.: А.
А. Бестужев-Марлинский. Соч. в 2-х т. М., 1981, т. I. Сост.,
подготовка текста, вступ. ст. и коммент. В. И. Кулешова.
Кроме этого изд. см : А. А. Бестужев (Марлинский). Ночь на
корабле. Повести и рассказы. М., 1988. Сост., подготовка текста, послесловие и примеч. А. Л. Осповата.
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) –
критик, теоретик романтизма, прозаик, историк, издатель
журнала «Московский телеграф» (1825-1834). Новелла
«Блаженство безумия» впервые напечатана: Московский
телеграф, 1833, т. 49; подпись: «Н. П.», посвящение: ***. С
незначительными изменениями вошла в кн.: Мечты и жизнь. М.,
1833. Четыре части. В повести ощутимо влияние 9. Т. А.
Гофмана. Фамилия «ученого шарлатана» значима: Schreckensfeld
(Шреккенфельд) – долина ужасов (нем). Текст печатается по
новейшему изд.: Николай Полевой. Избранные произведения и
письма. Л., 1986. Сост., подготовка текста, вступ. ст. и примеч. А. А. Карпова.
Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852) –
писатель, широкой популярностью пользовались его
исторические романы. Новелла «Концерт бесов» входит в цикл
«Вечер на Хопре», впервые опубликованный: Библиотека для
чтения, 1834, т. 3. Печатается по новейшему изд.: М. Н.
Загоскин. Соч. в 2-х т, М., 1987, т. 2. Сост., вступ. ст., подготовка текста и коммент. A. М. Пескова.
Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858) –
поэтесса. Повесть «Поединок» впервые напечатана: Сын
отечества и Северный архив, 1838, т. 2, апрель; подпись:
«Ясновидящая». Наряду с повестью «Чины и деньги» вошла в
вышедший под тем же псевдонимом сборник: Очерки большого
света. СПб., 1839. В повести сказался интерес Ростопчиной к
таинственным явлениям, сблизивший ее в конце 1830-х годов с
М. Ю. Лермонтовым и B. Ф. Одоевским. Текст печатается по
изд.: Сочинения графини Е. П. Ростопчиной. Т. 2. Проза.
СПб., 1890. Другие произведения Ростопчиной см.: Е. П.
Ростопчина. Талисман. Избранная лирика. Нелюдимка. Драма.
Документы. Письма. Воспоминания. М., 1987. Подготовка
текста, вступ. ст., сост. и примеч. В. Афанасьева. Повесть
«Чины и деньги» вошла в указанную выше антологию «Марьина роща».
Валериан Николаевич Олин (ок. 1788-1840-е
гг.) – второстепенный литератор 1810-30-х годов, автор
стихов, драм, прозаических сочинений, издатель альманаха
«Карманная книжка для любителей русской старины и
словесности», газеты «Колокольчик» (1829-1831). Публикуемая
повесть впервые напечатана: В. Олин. Странный бал, повесть
из рассказов на станции, и восемь стихотворений. СПб., 1838.
Цикл «Рассказы на станции» (СПб., 1839), в который вошли
наряду со «Странным балом» новелла «Череп могильщика» (ч. I)
и повесть «Пан Копытинский, или Новый Мельмос» (ч. II),
видимо, остался незавершенным. Упоминаемые в «Странном бале»
персонажи: офицер внутренней стражи, Савва Трофимович,
Матрена Прохоровна и др. застигнуты непогодой на дорожной
станции и коротают время за историями, первую из которых –
«Странный бал» – рассказывает герой, именуемый
путешественником. Текст печатается по изд. 1839 г. Другие
прозаические произведения Олина не переиздавались.
Стихотворения его см.: Поэты 1820-1830-х годов. Л., 1972, т.
I. Подготовка текста, биографии, справка и коммент. В. П. Степанова.
Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868) –
плодовитый драматург, поэт, беллетрист, чьи произведения
пользовались шумным успехом в 1830-40-х годов. Новелла
«Антонио» – выражение типового представления о романтическом
гении – впервые напечатана: Утренняя заря, альманах на 1840
год, изданный В. Владиславлевым. СПб., 1840. Вошла в изд.:
Повести и рассказы, соч. Нестора Кукольника. СПб., 1843, т.
2. Печатается по этому изданию. Проза и драматургия
Кукольника после 1917 г. не переиздавались; его
стихотворения см : Поэты 1820-1830-х годов. Л., 1972, т. 2.
Подготовка текстов, биографич. справка и коммент. В. С. Киселёва-Сергенина.
Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) –
прозаик, философ, музыковед. Крупнейший представитель
русского философского романтизма. Рассказ «Орлахская
крестьянка» – попытка рационалистического истолкования
таинственных явлений!, глубоко занимавших Одоевского;
впервые напечатан: Отечественные записки, 1842, № 1 (написан
в 1838 г.). Текст печатается по новейшему изд.: В. Ф.
Одоевский. Соч. в 2-х т. М., 1981, т. 2. Вступ. ст., сост. и коммент. В. И. Сахарова.
Бернет – постоянный псевдоним Алексея Кирилловича Жуковского (1810-1864), поэта, популярного в конце 1830-х – начале 1840-х годов. Повесть «Черный гость» впервые напечатана: Отечественные записки, 1850, № 1. Публикуется по этому изданию. Проза Бернета никогда не переиздавалась, стихи его см.: Поэты 1820-1830-х годов. Л., 1972, т. 2. Подготовка текстов, биографич. справка и коммент. В. С. Киселёва-Сергенина.
Страничка создана 19 июля 2003.
Последнее обновление 21 сентября 2024.