Новинки
 
Ближайшие планы
 
Архив
 
Книжная полка
Русская проза
Зарубежная проза
ГУЛаг и диссиденты
КГБ
Публицистика
Серебряный век
Воспоминания
Биографии и ЖЗЛ
Литературоведение
Люди искусства
Поэзия
Сатира и юмор
Драматургия
Подарочные издания
Для детей
XIX век
Новые имена
 
Статьи
По литературе
ГУЛаг
Эхо войны
Гражданская война
КГБ, ФСБ, Разведка
Разное
 
Периодика
 
Другая литература
 
 
Полезные проекты
 
Наши коллеги
 
О нас
 
 
Рассылка новостей
 
Обратная связь
 
Гостевая книга
 
Форум
 
 
Полезные программы
 
Вопросы и ответы
 
Предупреждение

Поиск по сайту


Сделать стартовой
Добавить в избранное


 

Пётр Дмитриевич Боборыкин
(1836-1921)

      БОБОРЫКИН, ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ (1836–1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 – на отделении химии Дерптского университета, в 1857 перешел на медицинский факультет. В 1860, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.
      Начал писать с гимназических лет, первая публикация – комедия Однодворец (1860). Ранние драмы Боборыкина Ребенок и Старое зло (обе 1861), Мать и дитя (1864), автобиографический роман В путь-дорогу (1862–1864) написаны не без влияния В.А.Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863–1865 издавал «Библиотеку для чтения», занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе В чужом поле (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И.Тэн, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.), писателями (А.Дюма-сын, Дж.Элиот, У.Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л.Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868–1869 присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с А.И.Герценом.
      После публикации комедии из крестьянской жизни Иван да Марья (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии Театральное искусство (1872), где, в частности, много говорилось об А.Н.Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы Жертва вечерняя, 1868, посвященный «женскому вопросу» и принесший автору славу «безнравственного» писателя; На суд, 1869, навеянный судебным процессом над А.В.Сухово-Кобылиным). В 1870 Боборыкин сотрудничал с «Отечественными записками», где с 1871 заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки На развалинах Парижа (1871) и Очерк истории Коммуны (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах (Фараончики, 1871, и др.), романах Солидные добродетели (1870) и Дельцы (1872–1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании Русский Шеффильд. (Очерки села Павлова) (1877). Острый для русского общества 1860–1870-х годов «славянский» вопрос поднимал роман Доктор Цыбулька (1874), любовно-психологический роман Лихие болести (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем «хождении в народ».
      Для произведений Боборыкина, «писателя-эмпирика», отличающегося быстротой реакции на «злобу дня» и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 писатель увлекается новым течением – натурализмом (статья Реальный роман во Франции, 1976, и др.), знакомится с Э.Золя, Э.Гонкуром, А.Доде и другим писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине «золаизм». В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале «Слово» – роман Сами по себе, 1878, статьи Мысли о критике и литературном творчеств и Мотивы и приемы русской беллетристики», обе 1878, пьеса Сытые, 1879). С публикации романа Полжизни (1873) – о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, – началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом «Вестник Европы», где увидели свет его многочисленные романы: Китай-город (1882) – одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; Из новых (1887), На ущербе (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; Василий Теркин (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; Перевал (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории «малых дел»; Ходок (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф.Энгельсом), Княгиня (1896), По-другому (1897), получивший резкий отзыв В.И.Засулич и одобрение В.И.Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; Тяга (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. «Социальному самочувствию» разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина Изменник (1889), Поумнел (1890) – о распространенной в период реакции «болезни» ренегатства; название приобрело на рубеже 19–20 вв. характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова «интеллигенция»).
      Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы Старые счеты (1883), Доктор Мошков, Клеймо (обе 1884), С бою (1891), Накипь (1899, др. назв. – Поветрие, 1900); в 1877 Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883–1885 – член Театрально-литературного комитета, в 1891 – заведующий репертуарной и художественной частью театра Е.Горевой в Москве; в 1897 – председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.
      Среди более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций Боборыкина повести Однокурсники (1901) – о художественной жизни начала 20 в., Братья (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман Великая разруха: Семейная хроника (1908), показавший жизнь интеллигенции периода 1-й русской революции; воспоминания За полвека (1906–1913; неоконч.) и Итоги старейшего (1917); исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 писатель жил за границей.
      Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921.
      (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Воспоминания "За полвека" — прислал Слава Неверов

          Из предисловия автора:
          Пришел час оглянуться на всю или почти всю прожитую жизнь.
          Полвека, и даже с придатком, — срок достаточный. Он охватывает полосу уже вполне сознательной жизни, с того возраста, когда отрок готовится быть юношей.
          Для меня — в годы моего первоначального ученья — это совпадало с переходом в пятый класс гимназии, то есть к 1851 году. Через два года я был студент.
          Я высидел уже тогда четыре года на гимназической «парте», я прочел к тому времени немало книг, заглядывал даже в «Космос» Гумбольдта, знал в подлиннике драмы Шиллера; наши поэты и прозаики, иностранные романисты и рассказчики привлекали меня давно. Я был накануне первого своего литературного опыта, представленного по классу русской словесности.
          Писатель уже был в зародыше.
          Записки мои и будут итогами писателя по преимуществу.

    Страничка создана 3 сентября 2007.

Rambler's Top100
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005.
MSIECP 800x600, 1024x768