Пётр Яковлевич ЧААДАЕВ
(1794–1856)
ЧААДАЕВ, ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794–1856), русский философ, публицист. Родился 27 мая (7 июня) 1794 в Москве в дворянской семье. Дедом Чаадаева по линии
матери был известный историк и публицист князь М.М.Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тетя и дядя. В 1808 поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А.С.Грибоедовым, будущими декабристами И.Д.Якушкиным и Н.И.Тургеневым и др. видными деятелями своего времени. В 1811 оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном походе русской армии. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу.
Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу в качестве корнета лейб-гвардии гусарского полка. Его биограф
М.Жихарев писал: «Храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех
исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и
любезный в частных отношениях, он не имел причины не
пользоваться глубокими, безусловными уважением и привязанностью
товарищей и начальства». В 1816 в Царском Селе Чаадаев
познакомился с лицеистом А.С.Пушкиным и вскоре стал любимым
другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным
гением» и «нашим Дантом». Чаадаеву посвящены три стихотворных
послания Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина.
Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами
К портрету Чаадаева: «Он вышней волею небес / Рожден в
оковах службы царской; / Он в Риме был бы Брут, в Афинах
Периклес, / А здесь он – офицер гусарской». Постоянное общение
Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 в связи с южной ссылкой
Пушкина. Однако переписка и встречи продолжались всю жизнь. 19
октября 1836 Пушкин написал Чаадаеву знаменитое письмо, в
котором спорил со взглядами на предназначение России, высказанными Чаадаевым в Философическом письме.
В 1821 Чаадаев неожиданно для всех отказался от блестящей военной и придворной карьеры, вышел в отставку и вступил в тайное общество декабристов. Не найдя в этой деятельности удовлетворения своим духовным потребностям, в 1823 отправился в поездку по Европе. В Германии Чаадаев познакомился с философом Ф.Шеллингом, с представителями различных религиозных течений, в числе которых были приверженцы католического социализма. В это время он переживал духовный кризис, который пытался разрешить, усваивая идеи западных теологов, философов, ученых и писателей, а также знакомясь с социальным и культурным укладом Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии.
В 1826 Чаадаев вернулся в Россию и, поселившись в Москве, несколько лет жил отшельником, осмысляя увиденное и пережитое за годы странствий. Начал вести активную общественную жизнь, появляясь в светских салонах и высказываясь по актуальным вопросам истории и современности. Отмечаемые современниками просвещенный ум, художественное чувство и благородное сердце Чаадаева снискали ему непререкаемый авторитет. П.Вяземский называл его «преподавателем с подвижной кафедры».
Одним из способов распространения своих идей Чаадаев сделал частные письма: некоторые из них ходили по рукам, читались и обсуждались как публицистические произведения. В 1836 он опубликовал в журнале «Телескоп» свое первое Философическое письмо, работу над которым (оригинал был написан по-французски в виде ответа Е.Пановой) начал еще в 1828. Это была единственная прижизненная публикация Чаадаева. Всего им было написано восемь Философических писем (последнее в
1831). Чаадаев изложил в них свои историософские взгляды.
Особенностью исторической судьбы России он считал «тусклое и
мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не
оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни
пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти
народа, ни мощных поучений в его предании... Мы живем одним
настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя».
Публикация первого Философического письма стала важнейшим этапом в формировании русского исторического самосознания. По мнению А.Григорьева, оно «было тою перчаткою, которая разом разъединила два дотоле если не соединенные, то и не разъединенные лагеря мыслящих и пишущих людей» – западников и славянофилов. Общественный резонанс был огромным, Философическое письмо обсуждалось всеми мыслящими членами общества. Студенты Московского университета явились к председателю цензурного комитета графу Строганову и заявили, что готовы с оружием в руках вступиться за оскорбленную Чаадаевым Россию. Жандармский генерал Перфильев донес своему начальнику Бенкендорфу о всеобщем негодовании, вызванном чаадаевской статьей. Министр народного просвещения Уваров представил Николаю
I соответствующий доклад, на который царь наложил резолюцию,
объявляющую статью «дерзостной бессмыслицей, достойной
умалишенного». После этого журнал «Телескоп» закрыли, а Чаадаев
был официально объявлен сумасшедшим и обречен на отшельничество
в своем доме на Басманной улице, где его посещал врач, ежемесячно докладывавший о его состоянии царю.
В такой атмосфере Чаадаевым была написана статья Апология сумасшедшего (1836–1837), задуманная как своеобразное оправдание перед правительством и обществом, как разъяснение особенностей своего патриотизма, своих взглядов на высокое предназначение России. Чаадаев писал: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной... У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Чаадаев считал, что Россия призвана быть «совестным судом» человеческого духа и общества.
Умер Чаадаев в Москве 14 (26) апреля 1856.
(Из проекта "Кругосвет")
Произведения:
Антология "Pro et contra. Личность и творчество Петра Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей" (1998, 859 стр.) (pdf 6,2 mb) – июнь 2024
– копия из библиотеки "Флибуста"
Настоящее издание является подборкой наиболее значимых исследований и рефлексий отечественных авторов об основоположнике русской мысли XIX – первой половины XX века – Петре Яковлевиче Чаадаеве (1794–1856), представленном в нём своей главной идеей религиозно-философского осмысления истории и места в ней России.
Книга может служить учебным пособием для студентов, а также рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.
(Аннотация издательства)
Александр Лебедев. Книга "Чаадаев" (doc-rar 147 kb) – апрель 2003
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Страничка создана 10 апреля 2003.
Последнее обновление 6 июня 2024.