Лидия Корнеевна ЧУКОВСКАЯ
(1907-1996)
ЧУКОВСКАЯ, ЛИДИЯ КОРНЕЕВНА (1907-1996) – русский поэт, прозаик, критик.
Родилась 24 марта (7 апреля) 1907 в Петербурге в семье писателя К. И. Чуковского. В воспитании Чуковской большую роль сыграла творческая атмосфера родительского дома в Петербурге и в дачном поселке Куоккала (ныне Репино), широкий круг знакомств отца, включавший в себя многих выдающихся деятелей культуры и искусства. Впоследствии Чуковская рассказала об этом в воспоминаниях "Памяти детства" (1983).
Училась в лучших учебных заведениях Петрограда – в гимназии Таганцева и Тенишевском училище. В 1924-1925 слушала лекции Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского и др. выдающихся ученых на литературоведческом отделении ленинградского Института искусств. За противостояние произволу в деятельности комсомольской организации была арестована и в 1926 выслана в Саратов. Благодаря усилиям К. И. Чуковского ей удалось спустя 11 месяцев вернуться в Ленинград.
В 1928 Чуковская окончила филологический факультет Ленинградского университета и начала работать редактором детской литературы в Госиздате под непосредственным руководством поэта и переводчика С.Маршака. На всю жизнь сохранила благодарность Маршаку за помощь в ее творческом становлении. О своем редакторском опыте впоследствии рассказала в книге "В лаборатории редактора" (1960).
В годы работы в Госиздате Чуковская писала литературно-критические очерки. В эти же годы написала несколько детских книг, опубликовав их под псевдонимом Алексей Углов ("Ленинград – Одесса", 1928, "На Волге", 1931, "Повесть о Тарасе Шевченко", 1930). В 1940 опубликовала под своим именем детскую историческую повесть "История одного восстания", посвященную крестьянскому восстанию 18 в. на Украине.
В течение всей жизни Чуковская писала стихи, которые объединила в книгу "По эту сторону смерти" (1978).
Муж Чуковской, физик М. Бронштейн, пал жертвой сталинских репрессий 1937. Сама она постоянно находилась под наблюдением карательных органов. Несмотря на это, Чуковская работала над повестью "Софья Петровна" (1939-1940, опубл. 1965 в Париже под названием "Опустелый дом"), в которой рассказала о том, как массовый террор постепенно осознается простым, не занимающимся политикой человеком. Сталинским репрессиям в писательской среде посвящена написанная в форме дневника книга "Спуск под воду" (1972).
В 1938-1941 и 1952-1962 Чуковская вела подробные записи своих бесед с А. А. Ахматовой, издав их затем со своими комментариями в виде книги "Записки об Анне Ахматовой" (1976-1980). Эта книга стала не только ярким свидетельством о жизни великого поэта, но и правдивой характеристикой лжи и бесчеловечности советской эпохи.
Чуковская оказывала постоянную помощь тем, кто преследовался властями. Благодаря ее усилиям в 1940-е годы был спасен от уничтожения экземпляр запрещенной книги Б. Житкова "Виктор Вавич". Во время процесса Синявского – Даниэля (1966) она обратилась с открытым письмом к участвовавшему в травле писателей М. Шолохову, написав: «Идеям следует противопоставлять идеи, а не тюрьмы и лагеря». За неоднократные выступления в защиту прав человека (в частности, А. Солженицына и А. Сахарова) в 1974 была исключена из Союза писателей. Рассказала об этом в книге "Процесс исключения" (1979).
Умерла Чуковская в Москве 7 февраля 1996.
(Из энциклопедии "Кругосвет", на снимке: Лидия Чуковская с дочерью Люшей (Леной), Москва, 1943 год)
Произведения:
Повесть "Софья Петровна" ("Опустелый дом") (doc-rar 104 kb; pdf 2,6 mb) – ноябрь 2001, апрель 2020
– OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"
Повесть Лидии Чуковской "Софья Петровна" – это первый в литературе рассказ о том, что творилось на воле в годы ежовщины (1937-1938), написанный по живому следу событий зимой 1939-1940 гг. Произведение важно прочитать любому человеку, неравнодушному к истории своей страны.
(Аннотация издательства)
«Многое узнала Софья Петровна за эти две недели – она узнала, что записываться в очередь следует с вечера, с одиннадцати или с двенадцати, и каждые два часа являться на перекличку, но лучше не уходить совсем, а то тебя могут вычеркнуть; что непременно надо брать с собой тёплый платок, надевать валенки, потому что даже в оттепель с трёх часов ночи и до шести утра будут мерзнуть ноги и всё тело охватит мелкая дрожь; она узнала, что списки отнимают сотрудники НКВД и того, кто записывает, уводят в милицию; что в прокуратуру надо ходить в первый день шестидневки и там принимают не по буквам, а всех, а на Шпалерной её буква 7-го и 20-го (в первый раз она попала в свой день каким-то чудом); что семьи осуждённых высылают из Ленинграда и путёвка – это направление не в санаторий, а в ссылку; что на Чайковской справки выдаёт краснолицый старик с пушистыми, как у кота, усами, а в прокуратуре – мелкозавитая остроносая барышня; что на Чайковской надо предъявлять паспорт, а на Шпалерной нет; узнала, что среди разоблачённых врагов много латышей и поляков – и вот почему в очереди так много латышек и полек… Одного только она не узнала за эти две недели: из-за чего Коля арестован?»
(Аннотация читателя из проекта LiveLib.ru)
Повесть "Спуск под воду" (doc-rar 176 kb; pdf 3 mb) – декабрь 2001, апрель 2020
– OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"
Нина Сергеевна – ещё одна героиня Лидии Чуковской, которая жила в годы сталинских репрессий и на себе испытала все "прелести" той эпохи. Образ Нины Сергеевны в какой-то степени автобиографичный, Лидия Корнеевна так же потеряла супруга во время репрессий и долгое время ничего не знала о его судьбе.
На этот раз события происходят в послевоенные годы (1949 г.) в конце зимы – в начале весны в одном из домов отдыха для писателей. Главная героиня приезжает на лечение и отдых, знакомится с творческими людьми, в свободное время занимается переводами, пишет о своих собственных воспоминаниях, наблюдает за окружающими её людьми, много думает о муже, которого арестовали ещё в 1937 году. Она так и не знает, что произошло с её Алёшей, жив он или нет, а что-то внутри требует ответа на вопросы. Нина Сергеевна сама придумывает ему судьбу, слушая истории других репрессированных.
В кругу писателей главная героиня часто чувствует себя не комфортно. Слишком большое давление и влияние на людей оказывали условия их жизни и пропаганда. Нина Сергеевна намерено избегала общества некоторых писателей, с которыми была не согласна. Слишком тяжело она переживала ложь, несправедливость, очевидное ей заблуждение.
(Аннотация из проекта LiveLib.ru)
Критико-биографический очерк "Борис Житков" (doc-rar 98 kb; pdf 2,8 mb) – март 2003, апрель 2020
– OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"
Борис Житков – человек необычной судьбы – в литературу пришёл уже в зрелом возрасте. За короткий срок он успел написать более 200 рассказов и повестей о море, животных и приключениях, энциклопедию для детей «Что я видел». Но самым значительным произведением Бориса Житкова стал роман «Виктор Вавич».
И Корней Чуковский, и его дочь Лидия Корнеевна хорошо знали Бориса Степановича Житкова. Для Корнея Чуковского – это один из немногих людей «из детства», спутник весёлых приключений и ученичества. Много лет спустя Корней Чуковский напишет занимательные воспоминания о своем друге. К счастью, их дружба не закончилась со школьными годами и проказами. Перефразируя слова Ахматовой, можно сказать: «Он был для Чуковского всегда». В 1917 году Борис Житков пишет Корнею Чуковскому такие слова: «Хочется очень повидаться. Пребываю в тоске и томлении духа. Ей-богу. Пожалуйста, откликнись».
До самой смерти Бориса Житкова они много общались, а впоследствии Корней Чуковский поддерживал отношения и с его семьей...
(Из проекта Chukfamily.ru)
Очерк литературных нравов "Процесс исключения" (doc-rar 197 kb) – октябрь 2002
Воспоминания "Памяти Фриды" (doc-rar 103 kb) – октябрь 2002
Открытые письма (doc-rar 40 kb) – октябрь 2002
Не казнь, но мысль. Но слово
Ответственность писателя и безответственность "Литературной газеты"
Гнев народа
Прорыв немоты
Сайт посвящён семье Чуковских