Произведения: (подготовил Александр Продан (Кишинёв, Молдова))
Книга "Становление джаза" (1984, пер. с англ., предисл. А. Медведева) (doc-rar 302 kb; pdf 8,3 mb) – март 2004, май 2021
Книга американского музыковеда Дж. Л. Коллиера посвящена истории джаза. В ней освещаются основные этапы развития этого своеобразного вида музыкального искусства, даются характеристики выдающихся джазменов, оценивается роль джаза в современной культуре.
Издание рекомендуется специалистам – музыковедам, исполнителям, а также широкому кругу читателей.
(Аннотация издательства)
* * *
«Становление джаза» Джеймса Линкольна Коллиера – первая в русском переводе книга американского автора, всесторонне раскрывающая многоликий мир джазовой музыки. Можно уверенно предсказать, что книга эта вызовет у советских читателей большой интерес. Джаз в нашей стране по-настоящему любят, им увлечены множество людей. В различных городах с успехом проходят джазовые фестивали, огромными тиражами выпускаются пластинки отечественных и зарубежных исполнителей, с недавнего времени профессиональное обучение джазу введено во многих музыкальных училищах. Джаз вошёл в современную концертную практику, в наш повседневный быт – пусть не так широко и «разливанно», как эстрада, но достаточно основательно.
У книги немало достоинств. В ней собран и систематизирован богатый фактический материал, соотнесены личности и события короткой, но бурной истории джаза. Мы постигаем его эволюцию, смену стилей и направлений, узнаём о поисках, стремительных взлётах, заблуждениях его творцов – без всего этого джаз немыслим. Автор даёт четкие ценностные ориентиры, он в основном верно определяет значимость тех или иных явлений джазового творчества (о том, что
в его оценках спорно, я скажу чуть позже). Даже неискушенный читатель, отправляясь в путешествие по стране джаза, не растеряется на её дорогах и крутых поворотах. Маршрут ему указан правильный...
(Из предисловия Александра Медведева)
Книга "Луи Армстронг. Американский гений" (1987, пер. с англ.) (doc-rar 254 kb; pdf 7,9 mb) – март 2004, май 2021
Автор книги, известный американский исследователь и историк джаза, знаком советскому читателю по своей работе "Становление джаза".
В монографии, посвященной творчеству выдающегося американского музыканта Луи Армстронга (1900-1971), автор ярко и профессионально рассказывает о пути становления своего героя, отказываясь от традиционной для прессы США романтизации "суперзвезды". Дж. Коллиер показывает, как коммерциализация культуры, расовая дискриминация помешали полному осуществлению огромного дарования трубача, композитора, певца. Повествование о личной жизни Армстронга охватывает широкий круг его коллег-музыкантов, что создает достаточно многоплановую панораму американской музыкальной жизни середины XX века.
Рекомендуется специалистам-музыковедам и широкому кругу читателей.
(Аннотация издательства)
* * *
Джеймс Линкольн Коллиер назвал свою книгу "Луи Армстронг. Американский гений". Название броское и обязывающее. Оправданно ли оно, раскрыто ли автором в содержании книги? Попробуем разобраться.
Гений есть явление редкостное, исключительное. В какой бы сфере человеческой деятельности он ни выступал, будь то политика, наука,
искусство, он всегда ошеломляет, переворачивает так называемый "здравый смысл", выламывается из сложившихся норм и правил, властно утверждая новые представления, новый взгляд на мир. Вместе с тем уникальность гения не означает, что он обособлен от времени и общества, в недрах которых рождён. У гения всегда есть точные исторические координаты. Он плоть от плоти своей эпохи, но одновременно и опережает её, пророчески открывая новые горизонты видения и познания. Гений – естественное, наиболее полное раскрытие духовной сущности человека.
Говоря об искусстве, мы прежде всего отмечаем мощь творческого дара гения. Этот дар загадочен, необъятен. Благодаря ему гений способен
общаться поистине со всем человечеством. В его творениях – особая красота, величие, совершенство. Это не замкнутый в себе, а широко раскрытый художественный мир, постоянно перетекающий из прошлого и настоящего – в будущее. Гений словно парит над временем, с легкостью преодолевая рубежи веков. Он бесконечен в своем развитии...
(Из предисловия Александра Медведева)
Книга "Дюк Эллингтон" (1991, пер. с англ., предисл. А. Медведева) (doc-rar 243 kb; pdf 7,5 mb) – апрель 2004, май 2021
Дюк Эллингтон (1899-1974) – известный американский пианист, композитор, руководитель джаз-оркестра, один из создателей различных стилей джаза.
Книга написана Дж. Л. Коллиером, предыдущие труды которого «Становление джаза» и «Луи Армстронг» пользовались большой популярностью у советского читателя.
Издание иллюстрировано. В книге использованы архивные фотоматериалы.
(Аннотация издательства)
* * *
Эту книгу о Дюке Эллингтоне написал известный американский критик и исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер. Его имя, полагаю, знакомо нашим читателям: в издательстве «Радуга» были переведены и опубликованы такие крупные работы, как «Становление джаза» (1984) и «Луи Армстронг, американский гений» (1987). Новая книга по стилю и по форме близка двум предыдущим, перекликается с ними в понимании музыкально-исторического процесса, дополняет и развивает – на другом материале – многие мысли и теоретические положения автора. Кроме того, им написана и четвёртая книга, посвящённая корифею джаза Бенни Гудмену. Не каждому зарубежному автору, пишущему о музыке, выпадают такое внимание и такие темпы издания книг в другой стране.
Успех книг Дж. Коллиера в нашей стране объясняется не только тем, что они отмечены глубоким знанием предмета, но и тем, что попали на
благодатную почву. Не буду здесь говорить о месте джаза в советской культуре, о его сложной, порой драматичной судьбе. Это особая тема. Но одно для меня бесспорно: современная аудитория джаза, музыкантская и слушательская, огромна. Мы даже не догадываемся о её истинных масштабах. Несмотря на видимое всесилие рок-музыки (кажется, вот-вот грянет её «девятый вал», захлестнёт всё и вся), советский джаз за минувшие десятилетия не утерял ни своего лица, ни своей публики. Он развивается, интерес к нему не угасает. Более того, в нынешней острейшей ситуации, когда критерии истинного творчества во многом утрачены, когда наш музыкальный быт загрязнён всякого рода поделками и откровенной халтурой, искусство джаза решительно противостоит натиску низкопробной «масс-культуры».
Книги Дж. Коллиера отвечают потребности людей основательно, не поверхностно и не понаслышке, знать джаз, знать его историю и эстетику, жизнь его легендарных и трагических творцов...
(Из предисловия Александра Медведева)
Страничка создана 8 марта 2004.
Последнее обновление 25 мая 2021.