|
Георгий Васильевич ФЛОРОВСКИЙ
(1893–1979)
Георгий Васильевич Флоровский (28.08.1893-11.08.1979) – философ, учёный и религиозный мыслитель.
Род. в Одессе в семье священнослужителя (отец был ректором Одесской духовной семинарии). Поступил в Одесский ун-т на историко-филологический ф-т, занимался также историей философии и естественными науками (его экспериментальная работа по физиологии слюноотделения была одобрена И. П. Павловым и была опубликована в Записках Академии наук за 1917). В 1918–1919, закончив ун-т и сдав магистерский экзамен по философии, был принят приват-доц. на кафедру философии.
В январе 1920 эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Русского религиозно-философского об-ва. В 1923 в Праге защитил дисс. по исторической философии Герцена. В 1926 приглашён профессором кафедры патрологии Русского Ин-та Богословия в Париже. В 1932 принял священство. Начало 2-й мировой войны застало его в Югославии, откуда он только после войны смог вернуться в Париж, где возобновил преподавательскую деятельность. В 1948 Ф. переехал в США, где преподавал, а затем стал деканом Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1956 приглашён профессором по истории Восточной церкви Гарвардского ун-та, затем работал в Принстоне. Ф. вёл активную общественно-религиозную деятельность, был одним из учредителей Всемирного совета церквей. По словам Н. О. Лосского, «самый православный из современных русских философов», Ф. внёс серьёзный вклад в такие различные области, как литература, история философии, богословие, история русской религиозной мысли. Известный деятель американской Православной церкви И. Мейндорф в предисловии к фундаментальному труду Ф. «Пути русского богословия» отмечает, что хотя в области богословия Ф. был блестящим самоучкой, не обладая формально богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение отцов церкви, но и приобрёл известность как патролог. Его труд «Пути русского богословия» признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания (экземпляры первого издания стали библиографической редкостью, так как тираж почти полностью погиб во время бомбардировки Белграда). Мировоззрение Ф. на протяжении всей его жизни эволюционировало в сторону всё большей ортодоксальности традиционного православного богословия. Он активно полемизировал с «софиологической» трактовкой православия В. С. Соловьёва, П. Флоренского и С. Н. Булгакова. Разделял ряд идей евразийства. Принимал участие в самом первом программном сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (1921). По-видимому, его объединяло с евразийством утверждение своеобразия российского пути развития, в корне отличающегося от западного, сугубо критическое отношение к западному типу рациональности, вообще к западной культуре, а также призыв базироваться на истинно православной вере и традициях. Но вместе с тем он не принимал некоторых специфически евразийских идей, например, о духовной близости русской и тюрко-степной культур, о превращении евразийства в стройную систему официальной российской идеологии, способной конкурировать с марксизмом и заменить его. Напечатав ещё несколько статей в евразийских изданиях, Ф. отходит от движения. Окончательная идеологизация, политизация и, как казалось, многим, пробольшевизм евразийства конца 20-годов сделали Ф. одним из основательных критиков этого течения. Статья «Евразийский соблазн» (1928) считается одним из самых серьёзных и тщательных критических анализов евразийской идеологии. В «американский» период жизни Ф. много печатался на английском языке, на к-ом вышло и его 14-томное собрание сочинений.
Соч.: Разрывы и связи // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921; Хитрость разума // Там же; О народах неисторических (страна отцов и страна детей) // Там же; О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев. Кн. 2. Берлин, 1922; Достоевский и Европа. София, 1922; Два Завета // Россия и латинство. Берлин, 1923; Окаменелое бесчувствие. По поводу полемики против евразийцев // Путь. Париж, 1926. № 2; Евразийский соблазн // Современные записки. Париж, 1928. № 34; Восточные отцы IV века. Париж, 1931; Пути русского богословия. Париж, 1937 (переизд.– Вильнюс, 1991); Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М., 1991.
(Из проекта "Русская цивилизация")
Произведения:
Книга "Пути русского богословия" (2009, 848 стр.) (pdf 5,5 mb) – октябрь 2024
– копия из интернета
Книга «Пути русского богословия» великого русского мыслителя Георгия Васильевича Флоровского – одно из главных произведений русской философии, наиболее верно отражающее основные этапы развития русской мысли, которая, по своей сути, есть мысль религиозная. Флоровский исследует религиозную жизнь русского народа на протяжении всей его истории, показывает её как ожесточенную борьбу с внешними и внутренними врагами и препятствиями. Противостояние внешним влияниям, столкновения с Западом и реформы Петра, разрушительная работа масонов и нигилистов – всем явлениям даётся глубокая оценка с православных позиций. Флоровский учил, что началась новая эра в истории христианства, которая характеризуется огромным распространением борьбы против Бога и безбожным бунтом. Один из путей к победе над ним состоит в том, чтобы излечить умы людей от одержимости силами зла при помощи развития целостной системы христианской мысли. «Пути русского богословия» стали признанным справочником по истории русской духовности.
(Аннотация издательства)
Сочинение "Евразийский соблазн" (doc-rar 57 kb) (сост. А. В. Соболева и И. А. Савкина / "Новый мир", 1991, №1) – июль 2006
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Страничка создана 8 июля 2006.
Последнее обновление 4 октября 2024.
|