Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Ната́лья Гео́ргиевна ГУНДАРЕВА
(1948-2005)

  Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева (28 августа 1948, Москва – 15 мая 2005, Москва) – советская и российская актриса театра и кино; народная артистка РСФСР (1986).
  Родилась в Москве 28 августа 1948 года в семье инженеров. Она выросла на шумной и всегда многолюдной Таганке, в семье, где ценились труд и знания. "От родителей мне достались: отцовская рассудительность, то есть реальное понимание момента, а с другой стороны, мамина такая нетерпимость – сделать во что бы то ни стало". Любовь к театру передалась дочери от матери – та в свободное время играла в самодеятельном театре своего института. Сначала Наталья Гундарева играла в школьном драмкружке, а в 8-м классе записалась в театр при городском Дворце пионеров. Но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала, считая, что театр – это не для неё, вроде, мол, и весело, но внешность особых надежд не внушает, так что будем реалистами. В 10-м классе она перешла в вечернюю школу и устроилась работать чертёжницей в конструкторское бюро, готовясь пойти по стопам матери и стать проектировщиком.
  В 1967 году начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и, скорее всего, поступила бы. Но как это порой бывает, вмешался случай. Друг Натальи, Виктор Павлов, знавший её по любительской сцене и считавший, что у неё настоящий драматический талант, уговорил девушку бросить мысли о карьере проектировщицы и вместо этого пойти в актрисы.
  В том 1967 году конкурс в Театральное училище имени Б. В. Щукина был огромен – 250 человек на место. Наталья успешно сдала экзамены и была зачислена на курс Ю. В. Катина-Ярцева, вместе с Ю. Г. Богатырёвым, Н. В. Варлей, К. А. Райкиным, В. В. Тихоновым. На втором курсе Наталья Гундарева блестяще сыграла Донну Платоновну из "Воительницы" Лескова. После чего, как рассказывают, ректор Щукинского Борис Захава воскликнул: "Гундаревой уже нечему учиться – пора на сцену".
  В 1971 году, когда она окончила училище, ей предложили работу сразу четыре московских театра: МХАТ, "Современник", Театр имени Вахтангова и Театр имени Маяковского. В годы учёбы из всех академических театров она сразу выделила Театр имени Маяковского, где посмотрела охлопковских "Аристократов", "Смерть Тарелкина" в постановке Петра Фоменко, "Разгром" в режиссуре Марка Захарова и ошеломившие её спектакли Андрея Гончарова "Дети Ванюшина" и "Трамвай "Желание"". Поэтому из всех предложений она выбрала именно этот театр и осталась в нём на всю жизнь, о чём никогда не жалела. Сначала играла эпизоды и небольшие роли: дочь Ванюшина Катю в "Детях Ванюшина", Василису Одинцову в "Марии", Варку в "Думе о Британке".
  Первой значительной ролью Натальи Гундаревой, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки (спектакль "Банкрот" по пьесе А. Н. Островского "Свои люди – сочтёмся", 1974). Уже в этой работе заявил о себе яркий талант актрисы, умеющей работать не только "сочными мазками", но и использовать тончайшие психологические мотивировки.
  В 1978 году А. А. Гончаров поставил на сцене Театра имени Вл. Маяковского спектакль "Бег" М. А. Булгакова, где Н. Г. Гундарева сыграла "походную жену генерала Чарноты" Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля.
  В 1979 году сыграла Катерину Измайлову в спектакле "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову. Среди значительных работ Н. Г. Гундаревой начального периода необходимо назвать Марфеньку в телевизионной версии романа И. А. Гончарова "Обрыв" (режиссёр Леонид Хейфец).
  Новыми значительными работами Н. Г. Гундаревой на сцене Театра имени Маяковского отмечены 1980-е годы: Лариса Садофьева ("Молва" Афанасия Салынского), Мадам ("Агент 00" Генриха Боровика), Она ("Я стою у ресторана..." Эдварда Радзинского). Именно на этот период приходится расцвет кинодеятельности Н. Г. Гундаревой, и в театре она играет меньше, особенно в конце 1980-х - конце 1990-х годов. Последней работой в театре была роль Леттис в спектакле "Любовный напиток" (1997).
  В кино Наталья Гундарева начала сниматься ещё с 1966 года. Но настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла главную роль в деревенской мелодраме Виталия Мельникова "Здравствуй и прощай!". Затем последовали такие широко известные работы, как Дуся ("Осень" Андрея Смирнова), Аня Доброхотова ("Сладкая женщина" Владимира Фетина, эта роль потребовала от актрисы немалого опыта – Гундарева сыграла трёх разных женщин, три разных судьбы, через которые её героиня приходит к себе самой), Тася ("Подранки"), Катя Никанорова ("Вас ожидает гражданка Никанорова"), Надя Круглова ("Однажды двадцать лет спустя").
  В 1979 году Наталья Гундарева сыграла Нину в фильме Георгия Данелии по сценарию А. М. Володина "Осенний марафон", за эту работу Наталья Гундарева удостоена Государственной премии РСФСР (1980). Сваха Вера из лирической комедии "Одиноким предоставляется общежитие", директор детдома Александра Ивановна Ванеева из телеспектакля «Хозяйка детского дома», певица Мельникова в трагикомедии "Зимний вечер в Гаграх" – эти и многие другие роли актрисы стали горячо любимы телезрителями.
  Народная артистка РСФСР (1986).
  (Из проекта "Московский театр имени Маяковского")


    Ирина Агапова, Маргарита Давыдова.
    Книга "Наталья Гундарева и Михаил Филиппов" (2006, 288 стр.) (pdf 16,6 mb) – декабрь 2024
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      Эта книга рождалась ещё при жизни Натальи Гундаревой, а выходит в свет с благословения её мужа и партнёра Михаила Филиппова.
      Она – блистательная, яркая характерная актриса. Он – создатель прекрасных образов в кино и на сцене объединившего их Театра имени Вл. Маяковского. Она всегда на виду, он всегда подчеркивает её первенство.
      Эта книга о судьбе и любви двух талантливых, творчески одухотворенных личностей, которые ради совместного счастья пожертвовали многим...
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    ОТ АВТОРОВ ... 5
    «СЛАДКАЯ ЖЕНЩИНА» – НАЧАЛО СУДЬБЫ ... 12
    И МЫ СКАЗАЛИ ЕЙ «ЗДРАВСТВУЙ» ... 32
    ЛИПОЧКА ... 57
    ОТ ДУНЬКИ ДО ЛЮСЬКИ ... 78
    ПРИМАДОННА ... 96
    ОЛИМПИЙСКИЙ ГОД И СНОВА – «СЛАДКАЯ ЖЕНЩИНА» ... 120
    КАРЬЕРА И КОМЕДИИ ... 159
    «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТАЙНЫ» РАЗНЫХ РЕЖИССЁРОВ ... 188
    РАЗНЫЕ ЛИЦА, РАЗНЫЕ СУДЬБЫ ... 218
    «ЛЮБОВЬ. РУ» ... 247

      Фрагменты из книги:

      "А одной из наиболее известных работ Егорова стала картина «Однажды двадцать лет спустя» – о судьбе женщины, воспитывающей десятерых детей, где и снялась Наталья Гундарева.
      Появление этой картины было настоящим госзаказом, потому что в стране падала рождаемость. Тогда и было решено снять фильм о многодетной семье, чтобы народ задумался: а может, 10 человек детей – это хорошо, может, это и есть счастье?
      Режиссёр Юрий Егоров был человеком дотошным, даже решил посетить настоящие многодетные семьи и посмотреть, как они живут на самом деле. В райкоме партии одного из районов Москвы ему дали десяток адресов многодетных семей, и Егоров был потрясён тем, что увидел: в большинстве семей родители-алкоголики, дети, как тараканы, ползают по полу и играют с бутылками. Но заказ есть заказ, и очередная красивая сказка пришла на наши экраны. Конечно, успех её был во многом зависим от выбора исполнителей, в первую очередь – Натальи Гундаревой, абсолютно гармонично сыгравшей многодетную маму, и Виктора Проскурина в роли отца семейства."

    * * *

      "Но это же время оказалось для неё жестоким испытанием. В середине 80-х актриса ехала на машине, причём она сама была за рулём, и попала в аварию. При этом она ударилась о руль подбородком. Первое ощущение было – вроде удар она испытала не очень сильный. Но тем не менее в травмопункте, куда она обратилась, рану не только обработали, но и пришлось её зашивать – накладывать специальные скрепляющие «скобки». Через несколько дней, когда актриса вновь явилась в больницу, чтобы эти скобки снять, то вдруг выяснилась страшная вещь. Оказалось, что при первом осмотре медики невнимательно подошли к осмотру травмы и не сделали рентгена. На самом деле у Натальи Георгиевны было комплексное повреждение – наличие сквозной дыры, изо рта в подбородок. За те несколько дней, пока она носила скрепляющие скобки, у неё началось заражение, вплоть до того, что уже синие пятна пошли по лицу. Началась борьба не просто за её внешний вид, но за саму жизнь – почти три месяца актрисе пришлось пройти через курс лечебных инъекций, врачи принялись обкалывать лицо уколами, пока опасность не миновала."

    * * *

      "Но и с Натальей Гундаревой, такой обязательной и фанатичной в работе, ещё в молодые годы единственный раз произошёл нелепейший казус: она... забыла явиться на свой собственный спектакль. Сама Гундарева много раз потом пересказывала этот случаи – и на «Театральных встречах» по телевидению, и в многочисленных интервью. В этот день она провожала друзей за границу и просто отвлеклась от постоянного ритма. На следующий день её вызвал директор театра, и ничего не подозревающая Гундарева, думая, что это по поводу готовящегося присвоения ей звания народной – поздравить хотят, пришла к нему в хорошем расположении духа.
      Тогда на ней был надет новый плащ, чем она очень гордилась. Осознавая, что она хорошо выглядит, Гундарева явилась к начальству, села, положив ногу на ногу, улыбнулась и приготовилась слушать, что ей скажут. Далее между ними состоялся следующий диалог: «Ну, Наташенька, что делать будем?» – «Ну, не знаю, гулять будем страшно, наверное». – «Наташенька, а вы сами понимаете, что произошло?» – «А что такого произошло?» – «Наташенька, вы же вчера на спектакль не явились, знаете?» Тут до Гундаревой дошёл смысл разговора, внутри у неё всё похолодело, ей стало плохо, и она потеряла сознание."

    Страничка создана 11 декабря 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768