Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Георгий Владимирович ИВАНОВ
(1894-1958)

  ИВАНОВ, ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1894–1958), русский поэт. С 1922 в эмиграции. Родился 29 октября (11 ноября) 1894 в Студенках Ковенской губ. Сын военного, Иванов воспитывался в Петербургском кадетском корпусе. Печататься начал в 17 лет, в 1911 издал свою первую поэтическую книгу Отплытие на остров Цитеру (названа по одноименной картине А. Ватто; под этим же заглавием изданы в 1937 избранные стихи Иванова 1916–1936). По отзыву Н.С. Гумилева, выделившего этот сборник среди книг дебютантов, поэт «не мыслит образами... он вообще никак не мыслит. Но ему хочется говорить о том, что он видит». Визуальная природа лирики Иванова, намного более для нее важная, чем интеллектуальное начало или подчеркнутая эмоциональность, родственна акмеизму, приверженцем которого он оставался в свой петербургский период, хотя его сближали также и с эгофутуризмом И.Северянина, и с эстетикой «прекрасной ясности», возвещенной М. Кузминым.
  До революции Ивановым были изданы сборники Горница (1914) и Вереск (1916), подготовлена большая книга избранного, прочитанная в рукописи А.А.Блоком, который нашел эти стихотворения почти безукоризненными по форме, однако оставляющими ощущение внутренней пустоты: автор сознательно его добивается, поскольку это творчество «человека, зарезанного цивилизацией». Мотив «бессмыслицы земного испытанья», возникший уже в ранних стихотворениях Иванова, станет одним из основных в его поэзии начиная со сборника Сады (1921) и приобретет доминирующее значение в книгах эмигрантского периода.
  С 1917 Иванов входил в акмеистский «Цех поэтов», после революции участвовал в деятельности издательства «Всемирная литература», где входил в возглавляемую Гумилевым французскую секцию. Гибель Гумилёва означала для Иванова не только закат поэтической школы, к которой примыкал он сам, но и самое бесспорное свидетельство краха всей русской культуры. В книге мемуаров Петербургские зимы (1928) Иванов пишет о том, что крах был следствием большевистского насилия, но в большой степени и результатом внутреннего кризиса самой этой культуры, блестящей и по существу беззащитной, зараженной пороками времени: не зная ни идеалов, ни ценностей высшего ряда, оно страдало безответственностью и поверхностным дендизмом.
  Умирание великой традиции составляет постоянный поэтический сюжет Иванова (сборники Лампада, 1922, Розы, 1931). Поэтика центона, когда стихотворение составлялось из стихов какого-либо одного или нескольких поэтов, вызывая многочисленные и не всегда проясненные ассоциации с поэтами от Тютчева до Блока, стала наиболее характерной особенностью Иванова в книгах Розы и Портрет без сходства (1950), принесших ему славу первого поэта русской эмиграции.
  Представляя собой цикл из 41 стихотворения, построенных вокруг повторяющихся лирических сюжетов, Розы доносят типичную для Иванова мысль об эфемерности и ненужности «мировой красоты», которая смиряется перед отталкивающим «торжеством мирового уродства». Многократно возникающая в стихах 1920–1930-х годов нота, которую Иванов афористически выразил в своей прозе Распад атома (1938): «Пушкинская эпоха, зачем ты нас обманула?», определяет звучание его произведений, где показывается, как грубость и примитивизм реальных отношений разрушают последние иллюзии относительно мира как воплощения красоты и добра. Атмосфера деградации и безнадежности, которую Иванов воссоздает в стихотворениях позднего периода, доминирует и в Распаде атома, его «поэме в прозе» (Ходасевич), где с вызываюшей прямотой и точностью описаны будни парижского «дна», восприятого как завершение европейской культуры.
  Творчество Иванова рядом критиков истолковано как первый (и, возможно, единственный) памятник русского экзистенциализма, для которого, согласно Р. Гулю, мир преврашается либо в «черную дыру», либо в плоскую авантюру. Художественный язык Иванова меняется, с ходом времени все более активно соприкасаясь со сферой тривиальных понятий и вещей, которые осознаются как последнее свидетельство неподдельности в мире, пропитавшемся условностями и фальшью. Вместе с тем для поэтики последних книг Иванова (Портрет без сходства) характерно широкое использование метафоры «сна», который становится специфическим припоминанием давно пережитого, когда «прошлое путается, ускользает, меняется». Иванов воскрешает лица и эпизоды своей петербургской юности, однако действительное портретное сходство оказывается исключено по самому характеру построения рассказа – и поэтического, и мемуарного (цикл очерков 1924–1930 под общим заглавием Китайские тени, отдельным изданием при жизни автора не выходили).
  В лирике позднего периода важное место занимает тема омертвения традиционных способов художественного изображения мира и резко изменившегося статуса поэзии, которой более не дано пробуждать страстный отклик масс («Нельзя поверить в появление нового Вертера... Новые железные законы, перетягивающие мир, как сырую кожу, не знают утешения искусства»). С этой позиции Иванов, на протяжении первых двух эмигрантских десятилетий активно работавший как критик, подходил к оценке явлений современной литературы. Его взгляды и намеченные им эстетические приоритеты оказали существенное воздействие на поэзию «Парижской ноты», тесно связанную с деятельностью журнала «Числа», где Иванов был одним из главных сотрудников.
  В годы Второй мировой войны Иванов придерживался взгляда на события, который впоследствии вызвали нападки на него за коллаборационизм. В послевоенные годы общественная позиция Иванова приобрела отчетливо выраженный антисоветский характер, что в новых условиях привело его к конфликту с Г.Адамовичем, своим литератунным единомышенником еще по петербургскому периоду.
  Умер Иванов в Йере (департамент Вар, Франция) 2 августа 1958.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Чёрные ангелы" (2006, 394 стр.) (pdf 17,7 mb) – май 2023
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      Георгий Владимирович Иванов (1894-1958), один из выдающихся русских поэтов XX столетия, был дружен со многими представителями отечественной культуры Серебряного века. Мемуарные очерки о литературном Петербурге 1910-х – начала 1920-х годов (часть их автор объединил в книгу «Петербургские зимы»), написанные в эмиграции, принесли ему скандальную славу: некоторые современники упрекали автора в недостоверности, а порой и в откровенном художественном вымысле. Всё же позднее многое, о чём писал Иванов, нашло своё документальное подтверждение. Среди героев воспоминаний – Н. Гумилев и А. Ахматова, А. Блок и О. Мандельштам, С. Есенин и Н. Клюев, Ф. Сологуб и И. Северянин, представители петербургской литературной богемы... Заинтересует читателя и большой очерк «По Европе на автомобиле» – впечатления от поездки автора по нацистской Германии 1930-х годов.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    С. Федякин. Петербургский миф в судьбе Георгия Иванова ... 5

    ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗИМЫ ... 17
    КИТАЙСКИЕ ТЕНИ ... 177

    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

    Лунатик ... 251
    Магический опыт ... 258
    О свитском поезде Троцкого, расстреле Гумилёва и корзинке с прокламациями ... 266
    Человек в рединготе ... 272
    Анатолий Серебряный ... 278
    С балетным меценатом в Чека ... 285
    Прекрасный принц ... 292
    Качка (Отъезд из России) ... 299
    ПО ЕВРОПЕ НА АВТОМОБИЛЕ ... 305
    ЗАКАТ НАД ПЕТЕРБУРГОМ ... 345
    Примечания ... 361


    Незаконченный роман "Третий Рим" (doc-rar 69 kb) – октябрь 2002
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

    Рассказы и очерки: (doc-rar 78 kb) – октябрь 2002
      – OCR: Александр Белоусенко

    Остров надежды
    Генеральша Лизанька
    Настенька (Из семейной хроники)
    Китайские тени (1)
    Китайские тени (2) (Литературный Петербург 1912-1922 г.г.)
    Китайские тени (3)
    Петербургское
    Закат над Петербургом


    Вадим Крейд. "Георгий Иванов" (doc-rar 40 kb) – октябрь 2002

    Статья Г. Иванова "Роман Гуль. Конь рыжий" (doc-rar 6 kb) – сентябрь 2002

    Статья Г. Иванова "Марк Алданов. Истоки" (doc-rar 12 kb) – октябрь 2002

    Статья Г. Иванова "Писатель Буров" (doc-rar 8 kb) – октябрь 2002

    Статья Г. Иванова "А. П. Буров. Бурелом" (doc-rar 9 kb) – октябрь 2002

    Страничка создана 11 октября 2002.
    Последнее обновление 9 мая 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768