|
Сборник
"КАК МЫ ПИШЕМ"
Подобного издания в России не было уже почти девяносто лет. Предыдущий аналог увидел свет в далёком 1930 году в Издательстве писателей в Ленинграде. В нём крупнейшие писатели той эпохи рассказывали о времени, о литературе и о себе – о том, «как мы пишем». Среди авторов были Горький, Ал. Толстой, Белый, Зощенко, Пильняк, Лавренёв, Тынянов, Шкловский и другие значимые в нашей литературе фигуры. Издание имело оглушительный успех.
В нынешний сборник вошли очерки тридцати шести современных авторов, имена которых по большей части хорошо знакомы читающей России. В книге под единой обложкой сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и литературных традиций. Тем интереснее читать эту книгу, уже по одному замыслу своему обречённую на повышенное читательское внимание.
(Аннотация издательства)
Сборник "Как мы пишем" (2018, 640 стр.) (pdf 2,8 mb)
– копия из проекта ВКонтакте
Содержание:
От составителей ... 5
Василий Авченко. Размышления на дальневосточном гектаре ... 9
Василий Аксёнов. Бывает так ... 27
Андрей Аствацатуров. Литература в эпоху постискусства ... 53
Павел Басинский. Демон критики ... 68
Илья Бояшов. Как я пишу ... 80
Алексей Варламов. Улица свободы ... 90
Михаил Веллер. За слова надо отвечать ... 109
Евгений Водолазкин. Поющий в степи ... 128
Анатолий Гаврилов. Ещё остались слова… ... 142
Михаил Гиголашвили. Одиночество – молчание – музыка ... 144
Александр Етоев. Не сам о себе, так кто? ... 161
Шамиль Идиатуллин. Иду на грезу ... 184
Павел Крусанов. Наука спасения ... 201
Вячеслав Курицын. Высокая (на самом деле не очень) болезнь ... 222
Вадим Левенталь. Дилемма заключенного ... 244
Игорь Малышев. Где я? Кто я? Зачем я? ... 259
Анна Матвеева. Встреча с неизвестным читателем ... 274
Александр Мелихов. Трезвости бой! ... 289
Татьяна Москвина. Беспокойная я ... 305
Сергей Носов. Сидя. Лёжа. Иногда – стоя ... 317
Валерий Попов. Это ... 343
Олег Постнов. Прихоти Мнемозины ... 353
Захар Прилепин. О себе ... 375
Александр Проханов. Вызов забвению ... 401
Андрей Рубанов. Против чего твоя книга? ... 417
Герман Садулаев. 45 ... 438
Александр Секацкий. О писательской и читательской биографии ... 469
Роман Сенчин. Пишу по ходу жизни ... 488
Алексей Слаповский. Царь, царевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? ... 510
Александр Снегирёв. «Звёздная дыра» ... 522
Марина Степнова. Как я пишу ... 530
Михаил Тарковский. Три урока ... 541
Людмила Улицкая. Чтение как подвиг ... 561
Макс Фрай. Здесь никого нет ... 576
Сергей Шаргунов. Отче, тебе отчёт ... 589
Леонид Юзефович. Любовь к Блоку ... 611
Об авторах ... 621
Фрагменты из книги:
"Я был по своим взглядам ближе к почвенникам, мне нравилась деревенская проза, которую я как-то не оценил, учась в университете и предпочитая тогда западных авторов, но теперь Белов, Распутин, Астафьев сделались моими кумирами. Но – не Бондарев, например. Не Проскурин. Не Проханов. Приобретённый в молодости на семинарах по марксистко-ленинской философии антикоммунизм был во мне стоек, и я не мог забыть, как ходил по Садовому кольцу и упоенно орал «Долой КПСС!» в перестройку и как потом был счастлив, что советская система рухнула и в августе девяносто первого ничего у коммуняк не получилось. Само слово «советский» было для меня ругательным в противовес слову «русский». Позднее моим любимейшим и самым близким по духу писателем станет Леонид Бородин, отсидевший за свои русские, антисоветские убеждения много лет в брежневских и андроповских тюрьмах."
Алексей Варламов
* * *
"Мне было двадцать пять лет, когда я начал читать всерьёз. Такой умный, такой образованный, такой начитанный, ай-яй-яй, дурак дураком! Я начал читать не как просто читатель, и не как студент по программе, и даже не как журналист, пишущий рецензию. Я стал читать по слову, по словосочетанию, по обороту, по фразе. Пять, десять, пятнадцать минут на предложение, на короткий абзац. Прогревая текст внутри себя. Чтобы проступили невидимые швы между словами. Чтобы стали читаемы кусты опущенных смыслов и ассоциаций. Чтобы пытаться постичь законы прозосложения.
Боже, сколько гениев оказалось в мировой литературе! Как они были мудры, остроумны, блестящи; как замечательно, как невообразимо неожиданно и точно они умели стыковать слова!.. Что ты читал раньше, куда ты смотрел, хрен с тобой!.. И видишь благородную скупую изысканность «Хроники времён Карла IX» в переводе Кузмина, и мощь Бальзака в «Полковнике Шабере»… в общем, видишь всё, что надо, и что мало кто видит на самом деле: потому что ты-то всерьёз вознамерился писать так же, но иначе. Ты примеряешься к их фразам, ловишь в мозгу их интонацию."
Михаил Веллер
Страничка создана 12 марта 2022.
|