|
Лев Платонович КАРСАВИН
(1882–1952)
Одним из ярких представителей русского культурного ренессанса начала уже ушедшего в прошлое XX в. являлся известный всему миру историк и философ Лев Платонович Карсавин (1882–1952), деятельность которого была тесно связана с Петербургским университетом. Между тем об этой деятельности известно мало. В вышедшей недавно юбилейной «Летописи» о нём сказано скороговоркой. Опираясь на архивные разыскания, мы бы хотели более подробно осветить его роль в университетской истории. Сразу оговоримся, что мы не берёмся за анализ его философских концепций на фоне развития мировой и отечественной науки.
В метрической книге «Вознесенской, что при Адмиралтейских слободах, церкви» за 1882 г. под номером 416 следует запись: «У артиста Санкт-Петербургских
Императорских театров, балетной группы Платона Константинова Карсавина и законной жены его Анны Иосифовой... сын Лев родился 30 ноября, а крещён 22 декабря 1882 года». Церкви этой сейчас нет, её снесли в 1936 г. Платон Константинович был ведущим классическим танцовщиком Мариинского театра, учеником М. Петипа. Анна Иосифовна принадлежала к роду известного славянофила А. Хомякова, получила образование в Смольном институте. Дальнейшая жизнь семьи проходила в Коломне – районе Петербурга, ограниченном реками Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом, бывшей окраиной, но в начале XX в. становившемся всё более престижным. В феврале 1885 г. в семье родилась ещё девочка, которую назвали Тамарой. Так получилось, что сын унаследовал скорее пристрастия матери, а дочь – отца. Тамара Карсавина стала впоследствии прима-балериной Мариинского театра, партнёршей М. Фокина, а с 1918 г. – членом зарубежной группы С. П. Дягилева; скончалась она в 1978 г. в Лондоне. В конце XIX в. Карсавины снимали квартиру на Екатерининском канале на пятом этаже дома
170 (дом этот сохранился, хотя и имеет в настоящее время вид малопривлекательный). Те годы Т. П. Карсавина описывала в воспоминаниях, изданных в 1947 г. за границей.
В 1901 г. Лев Карсавин окончил с золотой медалью 5-ю городскую классическую гимназию, которая находилась недалеко от их дома на Екатерингофском проспекте, 73
(здание тоже сохранилось напротив Аларчина моста, но также вызывает уныние). В тот же год Карсавин поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Здесь под воздействием известного историка и краеведа И. М. Гревса (1860–1941) он увлёкся религиозной историей западного средневековья, главным образом францисканским движением и еретическими сектами вальденсов и катаров. Н. П. Анциферов, тоже один из учеников Гревса, вспоминал позднее: «Блестящий Л. П. Карсавин в те годы отличался каким-то умственным сладострастием... он любил ниспровергать принятое либеральной наукой... Его религиозность носила оппозиционный духу позитивизма характер и имела яркую эстетическую окраску». Во время учёбы в университете Карсавин «являлся к исполнению воинской повинности при призыве 1904 г. и зачислен был в ратники ополчения II-го разряда». На последнем курсе 21 мая 1906 г. он женился «на дочери Пермского мещанина девице Лидии Николаевне Кузнецовой, родившейся 4 марта 1881 г.» У супругов затем родились последовательно три дочери: Ирина, Марианна и Сусанна.
17 сентября 1906 г. он получил диплом I-й степени за №15329 об окончании университета и сразу же был оставлен «для приготовления к профессорской и
преподавательской деятельности». Тогда же он командируется университетом в Италию, где интенсивно работает в архивах и библиотеках. По возвращении, в 1908 г., он начал
читать всеобщую историю на Высших женских курсах и одновременно в Центральном училище технического рисования барона Штиглица и в Гимназии Императорского человеколюбивого общества на Крюковом канале, а с 9 октября 1909 г. – тот же курс вместо заболевшего профессора Г. В. Форстана в Императорском историко-филологическом институте на Университетской набережной, 11. С этого времени институт, как и университет, стал важной составной частью его жизни.
Напомним, что ИИФИ был открыт в 1867 г. по настоянию тогдашнего министра народного просвещения графа Д. А. Толстого, который считал, что античная культура даёт
прекрасные образцы для воспитания молодёжи. Институт в Петербурге выпускал учителей древних языков, русского языка и словесности, истории и географии для гимназий и прогимназий. При институте с 1870 г. существовала гимназия, где студенты проходили практику и которая составляла с ним единый учебный комплекс. Среди выпускников гимназии были, например, будущий известный историк С. Рождественский и филолог академик В. Шишмарёв. Вестибюли бывших института и гимназии и сейчас сохраняют остатки прежней своей отделки – библейскую и античную символику. Оба учебных заведения были тесно связаны территорией, традициями и процессом обучения с университетом.
В 1910 г. Карсавин снова едет на два года в Западную Европу «с научной целью». В письмах его оттуда И. М. Гревсу то и дело мелькают фамилии М. Кузмина, Вяч. Иванова, других поэтов и писателей, с которыми он встречается. По возвращении, в 1912 г., он утверждается приват-доцентом университета и одновременно с 1 сентября становится преподавателем Историко-филологического института и Высших исторических курсов Н. П. Раева. В то же время Карсавин пишет 49 статей для словаря Брокгауза и Ефрона, где Гревс заведовал отделом истории. 12 мая 1913 г. на открытом заседании Совета историко-филологического факультета университета Л. П. Карсавиным была защищена опубликованная годом раньше магистерская диссертация по теме «Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII веков». Полезные советы по диссертации дал А. Е. Пресняков, впоследствии профессор университета и член-корреспондент Академии наук. Оппонентами на защите были приват-доценты О. А. Добиаш-Рождественская и А. Г. Вульфиус.
С 1 сентября 1914 г. он приступил к работе в Историко-филологическом институте в должности ординарного профессора всеобщей истории и инспектора, проводя
одновременно и занятия по философской пропедевтике в институтской гимназии. Непосредственной обязанностью инспектора являлась организация всей учебной деятельности в институте: он должен был присутствовать на занятиях, следить за посещаемостью их студентами, обеспечением учебными пособиями, внешним видом учащихся, состоянием учебных помещений и библиотеки, исполнением установленного режима. Ему помогали в этом трое наставников, поочередно дежуривших в институте. По новой должности ему полагалась казённая квартира при институте. Она располагалась там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, и включала «гостиную, спальню, кабинет, две детские комнаты, комнату прислуги, комнату во дворе, кладовую и чёрную лестницу» (всего около 400 кв. м). Факт проживания в этих помещениях подтверждала и младшая дочь Л. П. Карсавина Сусанна Львовна, приезжавшая в середине 1970-х гг. в Ленинград из Вильнюса. Сейчас о былом здесь напоминают только сохранившиеся кафельные печи.
Карсавин успешно совмещает обязанности инспектора института с преподавательской и научной работой. Высочайшим указом от 1 января 1915 г. он был награждён орденом Святой Анны 3-й степени «за отлично-усердную службу и особые труды». В тот же год он опубликовал книгу «Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках, преимущественно в Италии», защитив её на следующий год в качестве докторской диссертации. В эти и последующие годы во время отпусков и командировок директора института академика В. В. Латышева (1855–1921) Карсавин постоянно исполнял его обязанности.
Однако как в стране, так и в институте в связи с известными событиями обстановка менялась. В июле 1918 г. общее собрание студентов принимает петицию к конференции института (что ранее было совершенно недопустимо). Студенты потребовали свободного входа в институт и выхода из него в любое время суток, отмены экзаменационных отметок, права разговаривать с преподавателями сидя, представительства их во всех органах управления и т.д. Существование самого института ставится под вопрос, хотя руководство, по всей видимости, принимает какие-то меры для его сохранения. В мае 1918 г. преподаватели института и гимназии направили Карсавину письмо, в котором выразили признательность «за энергичные труды по материальному обеспечению... а также по проведению реформы института и гимназии». Тем не менее гимназия в том же году как сословное учебное заведение была ликвидирована и превратилась в трудовую школу II-й ступени (состоявшую в 1918–1934 гг. из 6-9-х классов). Карсавин, оставаясь в штате института, в апреле 1918 г. был избран экстраординарным профессором Петроградского университета. Институт в декабре 1919 г. стал Педагогическим при этом университете. Директором института стал известный географ, член-корреспондент АН П. И. Броунов, а проректором – Л. П. Карсавин. Сохранившаяся в архиве справка (на обратной стороне бланка Императорского
историко-филологического института) удостоверяет, что «проректор Педагогического института при Первом Петроградском Университете Л. П. Карсавин по служебным обязанностям должен иногда возвращаться домой после 23 часов». Письмо ректора института, направленное в декабре 1919 г. в Продовольственную управу Василеостровского района, сообщало, что «профессор Карсавин нуждается в керосине для спешных научных работ». Эти документы иллюстрируют специфику того непростого времени. В 1918 г. появились в печати книга «Католичество» и ряд статей Карсавина. В 1919 г. была издана его религиозно-философская работа «Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке» – сочинение в жанре духовной беседы, разбирающее средневековую классификацию смертных грехов. Карсавин своими трудами как бы демонстративно оппонирует действиям новой власти, направленным на закрытие церквей. Не избежала этой участи и университетская церковь. Староста её, известный египтолог академик Б. А. Тураев добился в июне 1919 г. от наркома просвещения
А. В. Луначарского охранной грамоты для неё. И всё-таки в августе церковь в университете была закрыта. Правда, настоятелю Н. Чукову и старосте Б. А. Тураеву удалось добиться её иного статуса (домовой церкви) и перевода по другому адресу. Будущий профессор-филолог Н.А.Мещерский вспоминал: «Эта церковь помещалась в бывшей квартире Срезневских (на Биржевой линии, второй дом от столовой)». Церковь стала называться Всесвятской. Её прихожанами стали универсанты И. П. Бородин, С. П. Глазенап, Н. Н. Глубоковский, С. А. Жебелев, Л. П. Карсавин, А. В. Королёв, В. В. Латышев, С. М. Лукьянов, Ю. П. Новицкий, В. Е. Тищенко, В. М. Шимкевич, А. Е. Фаворский и многие другие известные учёные. Настоятелем вместо ушедшего в Казанский собор Н. Чукова сделался В. Лазино-Лозинский. Жизни их складывались по-разному. Б. А. Тураев умер в июле 1920 г. На следующий год вдова его Елена Филимоновна приняла тайный постриг с именем Иулиании. Н. Чуков вспоминал: «Во вторник 21 февраля (1922 г.) служил с митрополитом в университетской церкви; потом пили чай в квартире проф. Л. П. Карсавина. Собралось много профессоров. Гревс сказал серьёзную речь о единении цвета науки с церковью... Если так пойдёт, то торжество возрождения и единения – не за горами». Однако торжества этого никто из них не дождался.
Что касается Карсавина, то в июле 1920 г. он стал одним из учредителей Богословского института и профессором его. Институт этот был открыт вместо Духовной
академии в подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке (на месте его сейчас Дом печати). Профессор Ю. П. Новицкий вместе с митрополитом Вениамином в августе 1922 г. был расстрелян якобы за укрытие церковных ценностей. 16 августа 1922 г. в своей квартире на Университетской набережной ГПУ был арестован и Карсавин. А 15 ноября того же года на пароходе «Пруссия» он в составе группы из 200 человек был выслан за пределы родины. В этой группе оказались и универсанты А. А. Боголепов, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, Б. Н. Одинцов, Д. Ф. Селиванов и др. В. И. Ленин напутствовал высылаемых философов: «Они для просвещения юношества годятся не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста». Высланные учёные вели затем работу в самых престижных университетах Европы и Америки. В квартиру изгнанного Карсавина на Университетской набережной въехали канцелярия и библиотека Научного общества марксистов, созданного в декабре 1919 г. в структуре рабфака. В 1922 г. в здании разместился также Географо-экономический научно-исследовательский институт (ГЭНИИ).
Сам Лев Платонович читал лекции в университетах Берлина, Парижа и Каунаса. В Берлине он издаёт главные из своих философских сочинений: «Философию истории», «Джордано Бруно», «Диалоги», а затем книгу «О началах». В 1927 г. в Париже вышла его работа «Святые отцы и учителя Церкви». В 1928 г. Карсавин был приглашён на кафедру всеобщей истории Каунасского университета. Здесь впоследствии выходят его книги «О личности» (1929 г.), «Поэма о смерти» (1932 г.). С 1931 г. он стал издавать многотомное сочинение «История европейской культуры», оставшееся незаконченным. В 1940 г. университет из Каунаса был переведён в Вильно, туда переехал с семьёй и Карсавин. Там он, по мере возможности, содействовал освобождению евреев из гетто. После войны, тем не менее, он был уволен из университета. В 1944–1949 гг. являлся директором Историко-художественного музея. Однажды был в Ленинграде. Принципиальность и бескомпромиссность, усвоенные им в юности, оставались главными его чертами и сейчас. В конце 1949 г. он был арестован за
антисталинские высказывания. 20 июля 1952 г. Л. П. Карсавин умер от туберкулеза в инвалидном спецлагере Абезь, в Коми АССР. В 1990 г. могила его там была обнаружена. Тогда дочь Карсавина Сусанна Львовна воспротивилась перевозу его тела для захоронения в Вильнюс: «Он всегда был русским... Пусть же он лежит там, куда закинула его судьба». Труды его сейчас вошли в наш научный обиход. Однако ни одной мемориальной доски, напоминающей о Л. П. Карсавине, нет в его родном городе.
Ю. А. ЕНДОЛЬЦЕВ
(Из проекта "Санкт-Петербургский университет")
Произведения:
Книга "Монашество в Средние века" (2012, 192 стр.) (pdf 6,6 mb) – сентябрь 2024
– копия из интернета
Книга «Монашество в Средние века» выдающегося учёного-историка, профессора Санкт-Петербургского университета Льва Карсавина увидела свет почти сто лет назад — в 1912 году, однако она по-прежнему остаётся лучшей из тех, что написаны о западноевропейском монашестве на русском языке. На относительно небольшом пространстве текста, ёмко и точно автор сумел рассказать об истоках монашества, берущих начало от первых христианских аскетов, отшельничестве и строгостях воздержания, создании монастырей и внутренней организации монастырской жизни, рыцарских и нищенствующих орденах, борьбе с еретиками и о многом другом.
Лев Карсавин (1882-1952) до Октябрьской революции был профессором Петербургского университета. Большевики выслали его из России на знаменитом «философском пароходе». В предвоенные годы он служил профессором всеобщей истории в Каунасе и Вильнюсе, а после присоединения Прибалтики к СССР был арестован, приговорён к десяти годам лагерей и умер в заключении.
(Аннотация издательства)
Анатолий Ванеев. Книга "Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине" (1990 / с предисл. Константина Иванова "Ванеев, ученик Карсавина", "Наше наследие", III-IV, 1990) (doc-rar 219 kb) – июнь 2006
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
"Два года в Абези" – не простые мемуары. Это – "памятник Карсавину" (по выражению Ванеева), памятник философу и духовному наставнику от ученика, где с благодарностью запечатлены истоки собственных раздумий и просветлений и где уяснённые карсавинские идеи облекаются в формулы мышления новых поколений, утверждаются как вехи для предстоящих путей мысли.
(Из предисловия)
Анатолий Ванеев. Статья "Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина" (doc-rar 24 kb) (журнал "Звезда", № 12, 1990) – июль 2004
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Статья «Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина» была написана в 1979 г. Она как бы делится на две неодинаковые части. В первой представлена биография Карсавина, во второй – его идеи. О жизни Карсавина тогда известно было очень мало, а доступного для Ванеева материала ещё меньше: некоторые справочные издания, некоторые письма Карсавина, рассказы о Карсавине. Поэтому биографическая часть коротка, в ней, наверное, есть неточности, «легенды», преувеличения и, конечно, недостаточно сведений о самом Карсавине. Но статья интересна – в этом её главный смысл и ценность – своей второй частью, где Карсавин представлен идеологически, как русский религиозный мыслитель, – без подделки под понимание, без подгонки под схемы, существенно и свободно.
(Аннотация издательства)
Сочинение "София земная и горняя" (с предисл. В. Назарова "Каждый из нас в глубине своей есть София", "Вопросы философии", № 9, 1991) (doc-rar 32 kb) – июнь 2006
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Сочинение "Государство и кризис демократии" (сост. А. В. Соболева и И. А. Савкина, "Новый мир", №1, 1991) (doc-rar 57 kb) – июнь 2006
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Страничка создана 17 июля 2004.
Последнее обновление 17 сентября 2024.
|