Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Готфрид КЕЛЛЕР
(нем. Keller, Gottfried)
(1819–1890)

  КЕЛЛЕР, ГОТФРИД (Keller, Gottfried) (1819-1890), швейцарский романист и поэт, классик швейцарской литературы. Родился 19 июля 1819 в Глаттфельдене под Цюрихом. Исключенный из школы, в 1840-1842 учился живописи в Мюнхене. Разочаровавшись в своем призвании, с большими долгами вернулся на родину и обратился к поэзии. Первый томик стихов Келлера вышел в свет в 1846. В 1848 он получил правительственную стипендию, что позволило ему уехать в Германию и учиться сначала в Гейдельберге, а затем в Берлине.
  В Берлине Келлер свел знакомство с ведущими немецкими литераторами, а лекции в Гейдельбурге философа-материалиста Л.Фейербаха оказали определяющее влияние на его мировоззрение. В Берлине же была начата работа над первой редакцией романа Зеленый Генрих (Der grune Heinrich, 1854–1855; 2-я ред. 1879–1880). В 1855, снискав первый успех на писательском поприще, Келлер вернулся в Швейцарию и жил с матерью и сестрой до 1861, когда получил должность статс-секретаря кантона Цюрих. В 1870 он возобновил литературную деятельность и в 1870–1886 опубликовал романы и новеллы, принесшие ему европейскую славу. Умер Келлер в Цюрихе 16 июля 1890.
  Поэзии Келлера (СтихотворенияGedichte, 1846, 1851, и Собрание стихотворенийGesammelte Gedichte, 1883) свойственна задушевность и простота образов и колорита. Первостепенное значение в истории немецкоязычной литературы имеют романы и новеллы Келлера. Зеленый Генрих считается едва ли не самым образцовым романом в традиции Вильгельма Мейстера И.В.Гёте. Вторая редакция 1880 продемонстрировала трансформацию образа Генриха: из погруженного в собственный мир романтика он стал человеком, сознающим свою ответственность перед обществом. Роман изобилует яркими сценами провинциальной жизни, отмечен замечательной преемственностью швейцарской традиции, формирующей молодого героя.
  Убежденность в правоте естественного и человечного порядка, который нельзя ставить под удар ни по неумелости, ни по нерешительности, также стала темой ряда келлеровских новелл. В Людях из Зельдвилы (Die Leute von Seldwyla, 1856, 1873–1874) показаны путаница и нелепость в жизни маленького швейцарского городка. В сборник Цюрихские новеллы (Zuricher Novellen, 1879–1880) вошли наиболее известные произведения его малой прозы. Изречение (Das Sinngedicht, 1881) посвящено проблеме брака и его нравственному оправданию в рамках рационалистической этики, за пределами религиозных установлений. Религиозная жизнь составила содержание сборника Семь легенд (Sieben Legenden, 1873–1874). Во всех этих произведениях прослеживается твердая убежденность Келлера в том, что соблюдение меры обеспечит счастье и здравомыслие, на коих и должно основываться гражданское сообщество. Лишь последний роман писателя, Мартин Заландер (Martin Salander, 1886), проникнут пессимистическим взглядом на демократическое общество; алчность, обман и пустое фразерство грозят восторжествовать над традиционными добродетелями.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Сборник "Новеллы" (1970, пер. с нем.) (doc-rar 167 kb; pdf 1,8 mb)
      – подготовил Александр Продан – август 2004, сентябрь 2020

    Содержание:

    А. Левинтон. Новеллы Готфрида Келлера
    Сельские Ромео и Джульетта. Перевод А. Ариан
    Три праведных гребенщика. Перевод Л. Шапориной
    Сказка про котика Шпигеля. Перевод А. Кулишер
    Ландфогт из Грейфензе. Перевод А. Кулишер
    Святой распутник Виталий. Перевод Н. Сигал

    Страничка создана 2 августа 2004.
    Последнее обновление 24 сентября 2020.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768