Виктор Викторович КОНЕЦКИЙ
(1929-2002)
КОНЕЦКИЙ, ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ (1929-2002), русский прозаик, сценарист. Родился 6 июня 1929 в Ленинграде, сын помощника прокурора Октябрьской железной дороги и бывшей актрисы миманса Мариинского театра оперы и балета, участницы «Русских сезонов» С.П.Дягилева в Париже. С детства мечтал стать художником (что позднее отразилось на «зрительной» живописности его литературного письма). В 1942 вместе с матерью и братом был вывезен из блокадного Ленинграда по «дороге жизни» – льду Ладожского озера, жил во Фрунзе (с 1991 Бишкек) и Омске. В 1945 поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, в 1948 был переведен в Первое Балтийское высшее военно-морское училище, в 1952 окончил его штурманский факультет. В 1952–1955 служил штурманом на аварийно-спасательных судах Северного флота, плавал штурманом и капитаном на торговых, научно-исследовательских и пассажирских судах в Арктику и Антарктиду.
В бытность военным курсантом экстерном сдал экзамены за 1-й курс филологического факультета ЛГУ, в 1955–1958, вместе с А.М.Володиным, В.С.Пикулем, Э.Ю.Шимом и др. известными впоследствии писателями, занимался в литературном объединении при Лениградском отделении издательства «Советский писатель». Первые рассказы опубликовал в 1956 (В утренних сумерках и др.), первые сборники рассказов – в 1957 (Сквозняк) и 1959 (Камни под водой). Основные темы «морских» рассказов Конецкого – военное детство (Капитан, улыбнитесь!, Петька, Джек и мальчишки), крепкая курсантская дружба и любовь (Заиндевевшие провода, Если позовет товарищ), труд и быт полярных моряков (Под водой, Последний рейс, Путь к причалу, Огни на мерзлых скалах, Островок и др.). Герои Конецкого, как правило, – люди трудной, подчас трагической судьбы и твердого характера, немногословные и сплоченные традициями морского «кодекса чести» приверженцы «философии действия». Критики отмечали определенный
налет литературщины в загадочной угрюмости персонажей Конецкого (отсылающей к некоторым героям А.С.Грина), – в т.ч. в повести Завтрашние заботы (1961), Повести о радисте Камушкине, рассказе Над белым перекрестком (оба 1962). Однако именно это вместе с остротой сюжетных ходов, ставящих человека в экстремальную, «пограничную» ситуацию судьбоносного нравственного выбора (в духе близкой Конецкому по типу максималистского художественного мышления литературы западноевропейского экзистенциализма), делают произведения Конецкого особенно привлекательными для молодежи.
«Роман странствия» трилогия За Доброй Надеждой (1977), включающий книги путевой и в то же время лирической, философской, нравоописательной и полемической прозы (Солёный лёд, 1969; Среди мифов и рифов, 1972; Морские сны, 1975), объединен общим автобиографическим героем-моряком, насыщен историческим и мемуарным материалом, публицистическими и новеллистическими вкраплениями. Ирония и юмор как средство дистанцирования от несправедливости, зла и противоречий мира, проявляющие новые грани художественного мира Конецкого в повести Путевые портреты с морским пейзажем (1976), рассказах Последний день в Антверпене (1977), Начало конца комедии (1976), Елпидифор Пескарёв (1977), а также в изобилующем лирическими отступлениями романе Кто смотрит на облака (1967) и сборнике Из рассказов старого друга (1987), где множество морских баек вложено в уста добродушного и честного «простака», сгущаются до социальной сатиры и сарказма в повести Вчерашние заботы (1979). В сборнике Третий лишний (1983), Ледовые брызги (1987), Некоторым образом драма (1989; включает одноименную «пьесу для чтения»), имеющих авторское жанровое определение «дневников», «непутевых заметок» и писем, Конецкий рассказывает, в частности, о В.Б.Шкловском, Ю.П.Казакове, В.П.Некрасове и др., о литературной обстановке 1950–1960-х годов, особенно интересных бескомпромиссной независимостью, даже эпатажностью ряда язвительных наблюдений и оценок (в т.ч. некоторых диссидентствующих «шестидесятников»). Опубликовал (совм. с Шимом) киносценарии Своими руками (1957) и Опора (1958); автор сценариев популярных к/ф Полосатый рейс (совм. с А.Я.Каплером, 1961; реж. В.А.Фетин), Путь к причалу (совм. с реж. Г.Н.Данелия, 1962), Тридцать три (совм. с В.И.Ежовым и Г.Н.Данелия, 1965). Экранизированы в 1963 также повести Конецкого Завтрашние заботы (режиссура и сценарий, совм. с Г.Ароновым, Б.А.Метальниковым) и рассказ Если позовет товарищ (реж. А.Г.Иванов, сценарий Б.Ф.Чиркова).
Место Конецкого в современной отечественной литературе точно определил Е.Ю.Сидоров, отметив в его творчестве трудное и печальное прощание с экзотикой и тайной, с ветшающим романтическим парусом, соединенное с постоянной темой «встречи безмерности мечты с предельностью морей», как писал в любимом стихотворении Конецкого Плаванье Ш.Бодлер (пер. М.И.Цветаевой). Конецкий возродил и преобразил традиционный жанр морских заметок, сообщив им дальний нравственный прицел, в сплаве достоверности и вымысла, документа и фантастики, в легком и ясном «интеллигентном» письме поставив актуальные для современного человека вопросы о смысле жизни, совести и свободе, о выборе между правдой и ложью.
(Из энциклопедии "Кругосвет"; на втором снимке: Виктор Конецкий. Дружеский шарж Георгия Данелия)
Произведения:
Сборник "Морские сны" (1975, 344 стр.) (pdf 11,2 mb) – февраль 2023
– копия из библиотеки "ImWerden"
«Морские сны» – третья книга путевой прозы Виктора Конецкого. Она продолжает книги «Солёный лёд» и «Среди мифов и рифов».
Хотя автор считает «Морские сны» заключительной книгой, трудно сказать, будет ли она действительно последней из его «путевых» произведений, ибо и в настоящее время Виктор Конецкий находится в дальнем плавании, а очередная дорога всегда раньше превращалась у него в путевую прозу.
(Аннотация издательства)
Содержание:
Морские сны ... 9
Рассказы в пути ... 157
За доброй надеждой ... 225
Книга "За доброй надеждой: Роман-странствие" (1987, 744 стр.) (pdf 24,8 mb) – июль 2020
– OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)
Большая часть произведений известного советского писателя посвящена труду и быту моряков. Не составляет исключения и трилогия, объединённая общим названием «За доброй надеждой». Книги писателя, ставящие проблемы нравственного и гражданского долга, в то же время автобиографичны. Автор не раз был активным участником далёких экспедиций.
(Аннотация издательства)
Оглавление:
Часть I. Солёный лёд ... 4
Часть II. Среди мифов и рифов ... 256
Часть III. Морские сны ... 510
Повесть "Завтрашние заботы" (doc-rar 80 kb) – май 2004
Лев Аннинский. Очерк "Плывя с Конецким" (doc-rar 15 kb) – май 2004
Фрагмент из книги Георгия Данелия "Безбилетный пассажир":
"В тот день, когда я приехал в Ленинград, Конецкий устроил банкет по случаю получения им письма от президента Франции Шарля де Голля. Книга Конецкого уже была переведена на многие языки, он был выдвинут на Гонкуровскую премию, и сам генерал де Голль, президент Франции, прислал Конецкому письмо, в котором благодарил и хвалил его. (Конецкий до этого послал де Голлю свою книжку на французском.)
Конецкий всегда боролся за справедливость, и из-за этого у него часто случались неприятности. А выпив, он начинал особо активно бороться за справедливость. И в тот
день после банкета мы оказались в милиции. Я взял у Конецкого письмо от Де Голля, положил на стойку перед дежурным:
– Вот! – и объяснил, что это письмо от президента Франции (показал пальцем на герб и президентскую печать) писателю Конецкому, гордости нашей литературы (показал на Конецкого).
– А документы у нашей гордости есть? – спросил дежурный.
Конецкий предъявил членский билет Союза писателей.
Дежурный посмотрел на удостоверение, на худого мужичка в пиджаке с оторванным лацканом и с фингалом под глазом, на грузина с разбитым носом, вздохнул и сказал устало:
– Ладно, свободны, писатели.
Слово "писатели" он выговорил как нечто неприличное..."
Библиотека Виктора Конецкого
Страничка создана 5 мая 2004.
Последнее обновление 3 февраля 2023.