Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Алдо ЛЕОПОЛЬД
(англ. Aldo Leopold)
(1887-1948)

  Альдо Леопольд (11 января 1887, Берлингтон, Айова – 21 апреля 1948, Барабу, Висконсин) – американский эколог и писатель, защитник окружающей среды, лесник. Профессор Университета Висконсина.
  Поражённые результатами невиданного расхищения природных богатств страны, учёные и общественные деятели США уже в конце XIX – начале XX столетия возглавили движение за охрану природы. Именно в это время стали возникать различные общества по охране диких животных, был создан первый в мире национальный парк – Йеллоустонский, приняты законы, регулирующие использование государственных земель, и введены ограничения на продажу их частным лицам, объявлены охраняемыми некоторые земли водосборных бассейнов, впервые проведены учёты природных ресурсов и т. д. Начало складываться общественное мнение о необходимости всемерной борьбы с хищниками, которых считали безоговорочно вредными. Однако представление о рациональном использовании природных ресурсов лишь зарождалось. Под охраной природы понимали лишь пассивную защиту отдельных видов животных и растений или уникальных уголков дикой природы. О взаимосвязи природных процессов и явлений, комплексном подходе к охране природы на основе экологического изучения биотических сообществ ещё не было и речи.
  В этих условиях появились первые работы Олдо Леопольда – молодого помощника окружного лесничего сначала в штате Нью-Мексико, а затем Аризона.
  Олдо Леопольд родился в 1887 году в Берлингтоне (штат Айова), окончил школу в Лоренсвилле и Йельский университет, получив в 1909 году специальность лесничего.
  Вдумчивый и тонкий наблюдатель, страстный охотник, влюблённый в родную природу, О. Леопольд быстро включился в ряды активных борцов за охрану природы. В 1924 году он принял участие в организации общества охраны дикой природы, а с 1935 года уже возглавлял его. По его инициативе был создан первый в стране национальный лес, получивший название Хила. О. Леопольд активно участвовал в работе «Утиной комиссии», которая провела изучение мест гнездования водоплавающих птиц и пришла к выводу, что для сохранения этих птиц необходима охрана их местообитаний. В 1929 году такой вывод был откровением, ибо законы тех времен охраняли лишь животных, но не их местообитания.
  Уже в первых работах О. Леопольда ясно виден качественно новый подход к охране природы. В своих статьях по лесоводству он рассматривал охрану леса не только как охрану растущих деревьев, но как охрану природного комплекса в целом – среды обитания зверей, птиц и множества других живых организмов. Именно такой подход позволил О. Леопольду выдвинуть понятие «ёмкость угодий». Разрабатывая это положение, учёный сформулировал правило интерсперсии, или «эффекта опушки». Сущность этого правила состоит в том, что при взаимопроникновении угодий (интерсперсии) их ёмкость резко повышается. Наглядным примером служит лесная опушка, где происходит концентрация жизни. Это правило, выраженное О. Леопольдом математически, стало одним из основных в практике современного охотоведения.
  Широко мыслящий знаток лесного хозяйства, Олдо Леопольд вскоре получил заслуженное признание и был назначен заместителем директора Лаборатории лесной продукции штата Висконсин, будучи одновременно консультантом Службы леса нескольких штатов страны. Однако предметом его особого интереса были сложные взаимосвязи факторов, влияющих на популяции диких животных. Именно это привело О. Леопольда к изучению чернохвостых оленей Кайбабского плато. Там многие годы обитало стадо, состоящее приблизительно из 6 тысяч голов; популяция оленей находилась в полном равновесии со средой обитания. Но в 1906 году на Кайбабском плато была начата кампания по уничтожению крупных хищников с целью увеличить стадо оленей в интересах охотников. За несколько лет волки, пумы, медведи и койоты были уничтожены почти полностью. В результате к 1924 году численность оленей возросла до 100 тысяч, то есть увеличилась в 16 раз. Это означало резкое превышение ёмкости угодий, что и привело к катастрофе. Олени стали гибнуть от голода; в течение шести лет погибло более 80 тысяч голов. Истощённые трупы животных красноречиво свидетельствовали о безграмотном решении сложной экологической проблемы.
  Изучив со своими помощниками возникшую ситуацию, О. Леопольд пришёл к выводу, что для успешного сохранения промысловой дичи, в том числе оленей, необходимо знать ёмкость угодий. Только такой подход позволит обеспечить животным возможность активно размножаться. Дичь – это своего рода урожай, который Природа взрастит, и взрастит обильно, если для этого будут обеспечены все необходимые условия.
  О. Леопольд опубликовал ряд работ, в которых обосновал нормы изъятия из популяций копытных различных возрастных и половых групп, экологическую необходимость охраны хищных птиц и зверей, а также коснулся частных вопросов ведения охотничьего хозяйства и охраны дикой природы.
  В 1929 году О. Леопольд впервые в истории науки начал читать в Висконсинском университете специальный курс лекций по охране дичи, а в 1933 году создал кафедру охотоведения, став, таким образом, основоположником охотоведения как науки. В том же году вышел его фундаментальный труд «Управление дичью» (Leopold A. Game Management.– New York, 1933.), не утерявший своего значения и в наши дни. Книга эта пронизана идеей о необходимости управлять популяциями диких животных путём воздействия на их структуру и среду обитания, то есть основной экологической идеей сегодняшнего дня.
  В 1937 году под редакцией О. Леопольда начал выходить «Журнал управления дикими животными», посвящённый вопросам охраны, использования и воспроизводства охотничьих животных. С первых же номеров это издание стало основным научным журналом в области охотоведения.
  Трагическая смерть оборвала жизнь Олдо Леопольда в самом расцвете сил – он погиб в 1948 году при тушении лесного пожара на соседней ферме.
  Предлагаемая советскому читателю книга признана классическим произведением по охране природы.
  Впервые изданная в 1949 году, уже после смерти автора, она переиздавалась десятки раз. Русский перевод выполнен с издания 1966 года, подготовленного к печати сыном автора, Л. Леопольдом, и объединяющего две ранее выходившие книги: «Календарь песчаного графства» и «Круговая река», откуда составители взяли несколько очерков. В результате первоначальный план книги, о котором О. Леопольд пишет в своём предисловии, претерпел ряд изменений. Это не строго научный труд, а подлинно художественное произведение, гимн природе, её красоте и гармонии.
  Глубокие мысли автора о природе, о задачах бережного отношения к ней человека, высказанные свыше трёх десятилетий назад, и сегодня поражают своей актуальностью.
  В самом деле, слова О. Леопольда о том, что «принцип сохранения дикой природы – беречь каждую часть механизма земли», что «каждая замена дикого животного или растения на домашнее, естественного водного потока на искусственный сопровождается соответствующими изменениями во всей циркуляционной системе земли» и что «мы не понимаем и не предвидим этих изменений, а замечаем их, только если последствия оказываются явно вредными», украсили бы любой современный труд по теории охраны природы. Не менее актуальна и мысль автора о том, что всякое вмешательство человека в природу подлежит оценке с точки зрения возможных последствий для общего биологического круговорота веществ.
  Книга «Календарь песчаного графства» свидетельствует не только о глубоком экологическом мышлении автора, на десятилетия опередившем представления современников, но и о его большом таланте популяризатора, умеющего необычайно ярко и образно излагать свои взгляды.
  Вместе с тем, отмечая достоинства книги и прогрессивные воззрения автора, мы не можем согласиться с некоторыми из них. Глубоко переживая разрушение природы, О. Леопольд усматривает причину создавшегося положения не в социальной сущности капиталистического общества, а в недостаточной экологической образованности людей, в отсутствии этики отношения к природе. Однако, если рассуждения автора о добровольном подчинении охотников-спортсменов этическому кодексу отношения к дичи имеют под собой известную реальную основу, поскольку спортсмен не связан с товарным хозяйством, то его мысли, высказанные в отношении других природных ресурсов, – это не что иное, как утопия, миф.
  Частное владение природными ресурсами и средствами производства, безоглядная погоня за прибылью и жесточайшая конкуренция неизбежно влекут за собой стремление к неограниченному расхищению природных богатств. Оптимальное решение проблемы взаимоотношения природы и общества может быть достигнуто лишь при замене капиталистического строя социалистическим. Только в этом случае возможно создание новой этики отношения человека к природе.
  Профессор Л. Т. Банников


    Книга "Календарь Песчаного графства" (1980, 218 стр. / пер. с англ. И. Гуровой) (doc-rar 1,4 mb; pdf 5 mb) – ноябрь 2005, июль 2024
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль) и копия из библиотеки "Maxima Library"

      Очерки известного американского эколога о жизни природы, её богатстве и бедности земли, о земле как едином, целостном механизме, о месте человека в сложной и хрупкой системе природных связей.
      Для самого широкого круга читателей.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Предисловие редактора перевода ... 5
    Из предисловия к расширенному изданию ... 9
    Часть I. Календарь Песчаного графства ... 13
    Часть II. Красота ландшафта ... 84
    Часть III. Вкус к природе ... 137
    Часть IV. Выводы ... 176

      Фрагменты из книги:

      "В нашем лесу всегда есть рябчики. Но однажды прошлой зимой, после того как выпал мягкий глубокий снег, мне не удалось обнаружить ни единого рябчика и ни единого их следа. Я уже решил, что мои птицы куда-то откочевали, но тут пёс сделал стойку у покрытой сухими листьями вершины дуба, которую буря обломила и швырнула на землю летом. Один за другим оттуда вылетели три рябчика.
      Ни под вершиной, ни возле неё не было никаких следов. Значит, рябчики влетели под ветки, но откуда? Рябчики должны есть, тем белее в холодную погоду, а потому я исследовал помёт. Среди множества неопознаваемых остатков я обнаружил чешуйки почек и крепкую желтую кожицу замёрзших ягод паслёна.
      Я пошёл туда, где летом заметил в чаще молодой кленовой поросли густо разросшийся паслён, и после некоторых поисков увидел следы рябчика на упавшем стволе. Птицы ходили не по мягкому снегу, а только по бурелому и склевывали ягоды, до которых могли дотянуться со ствола. От этого места до сломанного дуба было четверть мили.
      Вечером перед закатом я увидел рябчика, клевавшего почки на тополях в четверти мили к западу. Последний пробел в истории был восполнен. Пока снег оставался мягким, птицы передвигались в пределах своего участка только на крыльях, а поперечник его равнялся полумиле."

    * * *

      "Разумеется, у сосен, как и у людей, бывают тяжёлые годы – они регистрируются укороченными рывками, то есть меньшими расстояниями между двумя мутовками. Другими словами, эти расстояния представляют собой автобиографию сосны, и тот, кто дружит с деревьями, может её прочесть. Чтобы точно узнать дату тяжёлого года, надо вычесть единицу из года, давшего малый рывок. Так, рывок 1937 года короток у всех сосен – он отражает повсеместную засуху 1936 года. Наоборот, рывок 1941 года был длинным у всех сосен, словно они предвидели будущее и постарались показать миру, что сосны в отличие от людей всё ещё знают, к чему стремиться."

    * * *

      "По-моему, нет ошибки опасней, чем проповедовать свои увлечения людям, у которых их нет. Это значит навязывать их, а навязанное увлечение бессмысленно и бесполезно по самой своей идее. Не вы ищете для себя увлечения, оно находит вас. Рекомендовать увлечение столь же рискованно, как рекомендовать жену, – вероятность счастливого исхода в обоих случаях примерно равна."

    * * *

      "Охрана природы означает гармонию между человеком и землёй. В понятие «земля» входит также всё живое на ней, над ней и в ней. Гармония в отношениях с землёй – это как гармония в отношениях с другом: нельзя нежно поглаживать одну его руку и рубить другую. Иными словами, нельзя любить дичь и ненавидеть хищников, нельзя беречь воды и вытаптывать холмы, нельзя растить лес и истощать ферму. Земля – единый организм. Её органы, как и наши, конкурируют друг с другом и сотрудничают друг с другом. Конкуренция – столь же необходимая часть общей деятельности, как и сотрудничество. Их можно регулировать – с большой осторожностью! – но не отменить."

    * * *

      "Примерно половина охотников палит в любого оленя, прежде чем будет выслежена законная добыча. Незаконная же добыча остаётся там, где упадёт. Такая охота на оленей не только не имеет никакой социальной ценности, но служит репетицией этической безнравственности при любых других обстоятельствах."

    Страничка создана 23 ноября 2005.
    Последнее обновление 23 июля 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768