Новинки
 
Ближайшие планы
 
Архив
 
Книжная полка
Русская проза
Зарубежная проза
ГУЛаг и диссиденты
КГБ
Публицистика
Серебряный век
Воспоминания
Биографии и ЖЗЛ
Литературоведение
Люди искусства
Поэзия
Сатира и юмор
Драматургия
Подарочные издания
Для детей
XIX век
Новые имена
 
Статьи
По литературе
ГУЛаг
Эхо войны
Гражданская война
КГБ, ФСБ, Разведка
Разное
 
Периодика
 
Другая литература
 
 
Полезные проекты
 
Наши коллеги
 
О нас
 
 
Рассылка новостей
 
Обратная связь
 
Гостевая книга
 
Форум
 
 
Полезные программы
 
Вопросы и ответы
 
Предупреждение

Поиск по сайту


Сделать стартовой
Добавить в избранное


 

Инна Львовна ЛИСНЯНСКАЯ
(род. 1928)

      Лиснянская Инна Львовна (р. 1928), поэтесса.
      Родилась 24 июня в Баку. Не окончив института, уходит в поэзию. Первые стихотворения были написаны в 1949 в Баку, затем вышла первая книга стихов. В 1950-е публикует сборники "Это было со мною", "Верность". Ее стихи печатались в ведущих журналах и газетах.
      В 1960 переезжает в Москву, где выходят ее сборники: "Не просто любовь"(1963), "Из первых уст" (1966). С большим трудом проходит четвертая книга стихов и лишь через 10 лет — пятая — "Виноградный свет" (1978).
      Опубликование семи стихотворений в "Метрополе" привело к запрещению печатать не только стихи, но и переводы Лиснянской. Вместе с В.Аксеновым и С.Липкиным вышла из Союза писателей.
      С 1980 стихи поэтессы появляются в журналах русского зарубежья — "Время и мы" и "Континент". В Париже в 1983 выходит сборник "Дожди и зеркала", в 1985 — тоже за рубежом сборник "На опушке сна". Только в 1990 поэтесса вновь публикует свои стихи на Родине: в 1990 выходит сборник стихов "Воздушный пласт"; в 1995 — сразу три книги поэтессы: "Одинокий дар", "Стихотворения" и "Шкатулка с тройным дном" (книга об Ахматовой, Цветаевой и русской поэзии XX века).
      И.Лиснянская живет и работает в Москве.
      (Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.)


      Лиснянская Инна Львовна (24.06.1928, Баку). Отец — Лев Лиснянский. Мать — Раиса Адамова. После школы друзья отправили стихи Лиснянской в Литинститут. Пройдя с блеском творческий конкурс, от сдачи вступительных экзаменов решительно отказалась, несмотря на уговоры Николая Тихонова. Позже год, до рождения дочери, проучилась в Бакинском университете.
      Первый сборник стихов «Это было со мною» выпустила в Баку в 1957 году.
      В 1961 году переехала в Москву. Цензура в штыки восприняла четвёртую книгу поэтессы «Из первых уст» (1966): многие стихи были по требованию главреда Бориса Соловьёва из вёрстки изъяты, а часть стихотворений было разрешено напечатать лишь при условии внесения существенных правок. Издатели после этого остерегались принимать к рассмотрению новые заявки поэтессы.
      Пятую свою книгу «Виноградный свет» Лиснянская выпустила лишь в 1978 году.
      Появление семи её стихотворений в следующем году в неподцензурном альманахе «Метрополь» вызвало грандиозный скандал. Лиснянская публично вышла из Союза писателей.
      В 1967 году познакомилась с Семёном Липкиным, за которого в начале 1990-х годов вышла замуж. В 1979 году приняла участие в выпуске неподцензурного альманаха «Метрополь». Когда на его авторов начались гонения, С.Липкин в своём открытом письме заявил: «Я не берусь определить масштабы поэтического дарования Инны Лиснянской, но очевидна истинность этого дарования. Её сборник «Виноградный свет», вышедший в прошлом году, не вызвал откликов в печати, но знатоки поэзии его заметили и оценили чрезвычайно высоко. В сборнике есть то, что делает стихотворца поэтом: гармония мысли и чувства. Семь стихотворений Инны Лиснянской, отвергнутых (в числе других девяноста!) издательством и помещенных в альманахе, ретроспективно обогащают содержание «Виноградного света» и наше представление о поэте. Седи ярлыков, наскоро приклеиваемых к «Метрополю» (серость, пошлость, секс), есть и такой: богоискательство. Видимо, этот ярлык предназначен прежде всего Лиснянской. Нужно ли возразить ярлыковедам, что поэзия испокон веков занята такого рода исканиями, испокон веков тяготеет к трансцендентности — и даже в том случае, если считает себя атеистом. По пути таких исканий направили русскую поэзию Ломоносов и Державин, и мы видим на этом пути и наших старших современников — Бунина и Блока, Есенина и Пастернака. Сама просодия русского стиха, как и просодия стиха латинского или древнееврейского, — молитвенная. Изменить или разрушить её невозможно, как ни старайся» («Литературная Россия», 2003, 30 мая). Когда-то Иосиф Бродский в 1983 году назвал стихи Лиснянской поэзией чрезвычайной интенсивности, но Липкин потом уточнил, что стихи Лиснянской — это скорее поэзия чрезвычайной виноватости. Но продолжу Бродского, который полагал: «Лиснянская, может быть, точнее, чем кто иной, пишет о смерти... А это ведь одна из самых главных тем в литературе». Своё оригинальное суждение уже в 2003 году выскажет Татьяна Бек: «Поэтика И.Лиснянской — жанровая новизна, гремучая смесь современного жаргона и фольклорной лексики, сложная и пластичная система рифмовки».
      Лауреат Госпремии России (1998) — за книгу «Из первых уст» и премии А.И. Солженицына.

      Сочинения:
      Верность. — М., 1958; Не просто любовь. — М., 1962; Из первых уст. — М., 1966; Воздушный пласт. — М., 1991; Одинокий дар. — М., 1995; Ветер покоя. — СПб., 1998; При свете снега. — СПб., 2001; В пригороде Содома. — М., 2002; Одинокий дар. — М., 2003.

      Литература:
      Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. — М., 1996; Постникова О. // Русские писатели 20 века. — М., 2000; Немзер А. Всяк при своём // Время новостей. — 2002. — 26 декабря; Бек Т. Тайновдохновенная речь // Литературная газета. — 2003. — № 29; Ермошина Г. Между памятью и временем // Знамя. — 2003. — № 1.
      (Из проекта "Хронос")


Rambler's Top100
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005.
MSIECP 800x600, 1024x768