|
Тэцуо МИУРА
(1931-2010)
Тэцуо Миура (16 марта 1931 г., Хатинохе, преф. Аомори, Япония – 8 августа 2010 г., Токио, Япония) – японский писатель.
Имя Тэцуо Миуры почти не известно русскоговорящей публике, тем не менее, именно ему многие обязаны своим интересом к японской литературе. Тэцуо Миура родился 16 марта 1931 года в городке Хатинохе, что находится на острове Хонсю в префектуре Аомори региона Тохоку. Он был младшим из трёх братьев и трёх сестёр, но двое старших братьев пропали без вести, а две старшие сестры покончили жизнь самоубийством.
В 1949 году Миура поступил в университет Васеда в Токио, но вернулся в свой родной город после исчезновения среднего брата. Именно там, работая учителем в средней школе, он начал писать. В 1953 году Миура вернулся из университета Васеда, где в 1957 окончил отделение французской литературы.
В 1955 году Тэцуо Миура впервые публикуется в журнале. Его рассказ «Я в пятнадцать лет и моё окружение» получил одобрение от известного романиста Масудзи Ибусэ. Удостоившийся в 1960 году премии имени Рюноскэ Акутагавы рассказ «Река терпения» принёс писателю литературную известность. Этот рассказ основан на истории женитьбы автора. Также высокую оценку получила его детская книга «Юта и его удивительные друзья», опубликованная в 1971 году.
В 1976 году стал лауреатом премии имени Номы (сборник «Пистолет и 15 рассказов»), а также дважды премии имени Ясунари Кавабаты, в 1990 (рассказ «Батат») и в 1995 годах (рассказ «Бабочки-мешочницы»).
В 1972 году «Река терпения» была экранизирована режиссёром Кэй Кумаи, а 1977 году Театральной компанией Шики был поставлен мюзикл «Юта и его удивительные друзья».
В 1988 году Миура стал членом Академии художеств Японии, и был членом жюри премии Акутагавы с 1984 по 2005 год.
Даже после перенесённого инсульта в 2001 году Миура продолжал писать. После публикации сборника его эссе под названием "Мамаша-сторож" в июне этого года, он во время своего интервью газете «Маинити Симбун» выразил желание написать ещё один роман: "В этом году мне стало лучше. Если я прекращу писать, боюсь, это будет концом моей жизни".
Тэцуо Миура скончался 8 августа 2010 года от сердечной недостаточности в токийской больнице.
На русский язык Тэцуо Миуру переводили мало. Рассказ «Река терпения» был опубликован в сборнике «И была любовь, и была ненависть» в 1975 году, а в 1980 в сборнике «Современная японская новелла. 1945-1978». В 1985 издательство «Радуга» выпустила сборник рассказов Тэцуо Миуры «Блуждающий огонёк».
(Из проекта "LiveLib.ru")
Сборник новелл "Блуждающий огонёк" (1985, 176 стр. / пер. с япон. Г. Ронской; предисл. В. Гришиной) (pdf 13 mb) – ноябрь 2023
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Писатель-традиционалист, Миура поднимает проблемы, волнующие современных японцев: горькие итоги второй мировой войны, распад патриархальной деревни, одиночество человека в капиталистическом обществе и т. д. Его творчество реалистично и пронизано гуманистическими идеями. Особенно характерны для произведений Миуры лиричность и тонкий психологизм.
(Аннотация издательства)
Тэцуо Миура начинал как эгобеллетрист. Его ранние работы написаны на материале личного опыта. Трагические события, происшедшие в семье Миура: самоубийство двух его старших сестёр и исчезновение старших братьев, – оставили глубокие, болезненные следы в сердце будущего писателя и легли в основу многих ранних новелл. Обычно их герои – слабые, легкоранимые люди, прибегающие к смерти как к средству решения жизненных проблем.
Однако на мировоззренческие установки Миура, помимо семьи, наложила отпечаток сама эпоха, наполненная войной, разрушениями и смертями. Автобиографическая новелла "Я в пятнадцать лет и моё окружение" даёт ключ к пониманию того, как формировалось мировосприятие поколения, к которому принадлежал Миура. Он встретил окончание войны пятнадцатилетним подростком – в том возрасте, когда происходит становление человека и его душа особо ранима и восприимчива. Впечатления этой поры обычно остаются на всю жизнь.
"Я вспомнил себя в годы войны, и сердце моё защемило от боли. Сколько же молодых людей пошло на смерть вот так, беспечно, будто отправляясь на пикник!" – в этих словах заключена основная идея рассказа. Описав восприятие японским подростком последних дней войны и поражения, писатель обличил бессмысленность и трагизм бойни, унёсшей жизни многих юных японцев, которые с истинно восточной невозмутимостью приняли смерть. Жизнь человека – слишком дорогой дар, чтобы расставаться с нею во имя ложных идеалов. Таков гуманистический пафос рассказа. Тема юности, загубленной войной, звучит в одной из лучших его новелл – "Блуждающий огонёк". Действие происходит два года спустя после войны. Война кончилась, но страдания, порожденные ею, не изжиты, она собирает свой урожай жертв и в мирные дни. С грустной симпатией рассказывает Миура историю робкой юношеской любви сына рыбака Отодзи к Сима, дочери хозяина харчевни. Зародившееся ещё в детские годы чувство вновь вспыхивает в душе Отодзи, когда он, уже солдатом, попадает в госпиталь и после многолетней разлуки встречает там Сима, ставшую медсестрой. Ни армейская муштра, ни зверства командира, ни военные лишения не смогли уничтожить душевное тепло молодого человека. Растроганная, дарит ему свою ответную любовь Сима...
(Из предисловия В. Гришиной)
Содержание:
5 В. Гришина. Новеллы Тэцуо Миура: традиция и современность
15 Пресс-папье из окаменелого угря
29 Родина в горшке овальной формы
49 Я в пятнадцать лет и моё окружение
73 Красная юбка
87 Пчела
97 Револьвер
107 Пантомима
119 На пастбище
145 Блуждающий огонёк
Страничка создана 20 ноября 2023.
|