Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Константин Георгиевич
Паустовский
(1892-1968)

  ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892–1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
  В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.
  Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».
  По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
  После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916–1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков – судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, – впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.
  Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
  В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др.
  В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах – по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) – одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.
  Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н. Пиросмани.
  После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями – А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут» (речь идет о рассказах, написанных в 1930–1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим – а возможно, и физическим – спасением в период сталинских репрессий.
  В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
  В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
  В 1945–1963 Паустовский писал свое главное произведение – автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959–1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950–1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др.
  Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др.
  Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Северная повесть" (1989, 640 стр. / Ил. и оф. Б. А. Школьника) (pdf 12,4 mb) – март 2024
      – копия из библиотеки "Maxima Library"

      В сборник К. Паустовского (1892-1968) «Северная повесть» вошли повести «Золотая роза», рассказывающая о писательском труде; «Повесть о лесах», затрагивающая взаимоотношения человека и природы; исторические повести – «Северная повесть», «Судьба Шарля Лонсевиля», а также жизнеописания людей искусства «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Разливы рек».
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    К. Паустовский Несколько отрывочных мыслей (Вместо предисловия) ... 3
    СЕВЕРНАЯ ПОВЕСТЬ ... 17
    ПОВЕСТЬ О ЛЕСАХ ... 121
    ЗОЛОТАЯ РОЗА ... 286
    МАЛЕНЬКИЕ ПОВЕСТИ
      Судьба Шарля Лоисевиля ... 511
      Орест Кипренский ... 558
      Исаак Левитан ... 591
      Разливы рек ... 611


    Сборник "Жёлтый свет: Рассказы" (2003, 395 стр.) (pdf 12,5 mb) – март 2024
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      В книгу выдающегося мастера русской литературы Константина Паустовского (1892-1968) включены лучшие его рассказы, в которых лиризм в описаниях природы и человеческих отношений сочетается с удивительно чистым, точным, образным и в то же время простым языком, ставшим эталоном русской прозы XX века.
      (Аннотация издательства)


    Произведения: (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США))

    Повесть "Кара-Бугаз" (doc-rar 79 kb) – октябрь 2002

    Повесть "Колхида" (doc-rar 74 kb) – октябрь 2002

    Повесть "Мещёрская сторона" (doc-rar 28 kb) – октябрь 2002

    "Северная повесть" (doc-rar 71 kb) – май 2004

    Повесть "Судьба Шарля Лонсевиля" (doc-rar 39 kb) – май 2004


    Сборник "Воспоминания о Константине Паустовском" (1975 / сост. Л. Левицкий) (doc-rar 270 kb) – март 2005
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Творчество замечательного советского писателя Константина Паустовского пользовалось и пользуется самой широкой популярностью в нашей стране. Воспоминаниями о нём делятся и старейшие писатели, сверстники К. Паустовского – Вс. Иванов, В. Шкловский, Р. Фраерман, Ю. Смолич, М. Шагинян, – и его младшие товарищи по перу – Н. Атаров, А. Бек, – и писатели послевоенного поколения, его ученики, которых он учил писательскому мастерству, – В. Тендряков, Ю. Бондарев, Ю. Трифонов, Г. Бакланов, Ю. Казаков.
      В воспоминаниях возникают черты биографии писателя, – мы видим К. Паустовского в двадцатые годы, когда он сотрудничал в РОСТА, в пору его работы над повестями «Колхида» и «Кара-Бугаз», в годы войны и в послевоенные годы, мы видим выдающегося художника, писателя-труженика, наставника молодёжи.

    Содержание:

    Ю. Смолин. Паустовскому я завидую
    В. Шкловский. О мастере лоций
    Р. Фраерман. Любимый друг
    B. Фраерман. Годы РОСТА
    Вс. Иванов. Из выступления
    Ю. Бондарев. Мастер
    А. Бек. «Доктор Пауст»
    C. Львов. Встречи разных лет
    А. Ионов. Три часа с писателем
    Ал. Лесс. Всегда живой
    И. Эренбург. Из выступления по радио 25 мая 1962 года
    А. Медников. Уроки мастерства
    Ю. Гончаров. Сердце, полное света
    Н. Кружков. На Южном фронте
    Э. Казакевич. Из письма, прочитанного на вечере, посвящённом семидесятилетию К. Г. Паустовского
    Г. Бакланов. Чувства добрые
    К. Коничев. Работал он повседневно
    Л. Кривенко. На семинаре
    В. Каверин. Из письма, прочитанного на вечере, посвящённом семидесятилетию К. Г. Паустовского
    Эм. Миндлин. Добрый художник
    М. Царев. О любимых писать трудно
    Н. Атаров. Ветер с цветущих берегов
    A. Белянинов. Незабытые вечера
    Назым Хикмет. Из выступления на вечере, посвящённом семидесятилетию К. Г. Паустовского
    А. Гладков. Похвала анекдоту
    Ю. Казаков. Поедемте в Лопшеньгу
    М. Шевченко. В Доме Герцена
    М. Шагинян. Из выступления по радио 30 мая 1967 года
    Б. Аксенов. Встречи с Паустовским
    B. Тендряков. Учитель
    Л. Рахманов. Путешествие с Паустовским
    Ю. Трифонов. Продолжительные уроки
    Л. Мартынов. Из письма, прочитанного на вечере, посвящённом семидесятилетию К. Г. Паустовского
    Л. Левицкий. За десять лет
    Л. Озеров. До рассвета
    C. Бондарин. Кораблик Паустовского
    В. Романенко. Одна ялтинская осень
    С. Щипачев. Из письма, прочитанного на вечере, посвящённом семидесятилетию К. Г. Паустовского
    A. Баталов. В Ялте
    B. Паустовский. Прививка к географии


    Афоризмы:

    "Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней."

    "Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек."

    "Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль."

    "Тот, кто лишён чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности."

    "У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание."

    "Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое."

    "В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии."

    "Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего."

    Страничка создана 24 октября 2002.
    Последнее обновление 3 марта 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768