|
Алексей Михайлович РЕМИЗОВ
(1877-1957)
РЕМИЗОВ, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1877–1957), русский писатель. В августе 1921 эмигрировал. Родился 24 июня (6 июля) 1877 в Москве. Происходил из московской
купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище. За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897, первая книга Посолонь, куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год спустя опубликован роман Пруд, которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок).
В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник Лимонарь, 1907, пьеса Бесовское действо, 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые, 1951, и др.).
В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюцинный период Ремизовым опубликовано несколько романов с
четко проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры,
Неуемный бубен, оба 1910, и др.), его истинное
своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые
основаны на фольклоре и апокрифах. Они представляют собой, по
характеристике автора, «новую форму повести, где действующим
лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же
действия – века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она
связана с изображением событий революции и последуюшщей русской
смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный
документальный материал и описывает реальных исторических
персонажей, которые выступают под собственными именами. Так
построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в
эмиграции, – автобиографическая по материалу книга
Взвихренная Русь (1927). В ней с постоянными отсылками к
поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы
отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и
духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье,
вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои
последние петербургские годы, – Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина.
Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли, опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после октябрьского переворота. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).
Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами, образующей со Взвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и
невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами,
отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания,
мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности.
Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в
форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где
субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим
построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное
решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об
эмиграции Учитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу
мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986).
В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло). Опыт
реконструкции целостной картины народного духа с опорой на
предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся
от официального православного канона, предпринимался Ремизовым
во многих произведениях, созданных на чужбине, – от книги
Россия в письменах (1922) до сборника «снов» и размышлений о
формах русской духовности, как они отразились в классической
литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта тема
становится основной в книге Огонь вещей (1954).
Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о
плодотворности или искусственности избранных им художественных
решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь
прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив
автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как
художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа
дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто
своеобразным стилем быта и социального поведения, который
обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были
расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в
изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а
атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде».
Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как
«юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.
Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М.Леонов, Вяч.Шишков и др.), которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы».
Умер Ремизов в Париже 26 ноября 1957.
(Из энциклопедии "Кругосвет"
Произведения:
Повесть "Крестовые сёстры" (1923, 74 стр.) (doc-rar 100 kb; pdf 4,5 mb) - ноябрь 2003, декабрь 2023
– OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"
Сюжет повести – переосмысление биографического факта жизни писателем, ставшее уже не первым подтверждением его убеждения в бедовой доле человека, предопределённой высшими силами. Экзистенциальная трагичность существования человека (тема произведения) обуславливается в повести ещё и отчуждённостью, безразличием героев друг к другу, породившими в мифологизированном сознании автора убеждение, что «человек человеку бревно», а из жизни человека есть только один выход – смерть (художественная идея повести, следующая из поставленных писателем вопросов о возможности преодоления предопределённого трагизма человеческой судьбы). Главными оппозиционными образами повести являются «маленький человек» Маракулин и крестьянка Акумовна, сквозь призму которых А. М. Ремизов воплотил своё видение судьбы всей России, которая стояла на пороге катастрофы (революции).
Повесть заслужила много похвал со стороны критиков и друзей писателя, отметивших её музыкальность, симфоническую композицию, богатый язык, чёткие образы героев. В произведении автор переплетает фольклор (песни Веры Николаевны), сновидения (вещие сны, сны Акумовны об ином мире), свои оценки видения идей современников (в частности, Ф. М. Достоевского и В. (В. В.) Хлебникова), трансформированные литературные каноны (например, судьбы Москвы и Петербурга), что делает «детище» Алексея Михайловича поистине шедевром мировой литературы.
(Н. А. Кривошея, Вестник НВГУ. № 4/2014)
Повесть "В плену" (doc-rar 33 kb) - ноябрь 2002
– OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)
Страничка создана 21 ноября 2002.
Последнее обновление 22 декабря 2023.
|