Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Анатолий Наумович РЫБАКОВ
(имя собств. Аронов)
(1911-1998)

  РЫБАКОВ, АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ (1911-1998), русский писатель. Настоящая фамилия Аронов. Родился 1 (14) января 1911 в Чернигове, сын инженера. С 1919 жил с семьей в Москве. Окончил Московский институт иженеров транспорта (1934). Работал по специальности в разных городах страны, в годы Великой Отечественной войны прошел путь от рядового солдата до офицера. Известность приобрел первыми же повестями, адресованными юным читателям, не одно поколение которых автор увлек захватывающим сюжетом, основанном на раскрытии «тайны», высоким романтическим настроем, соединенным с бытовой конкретикой, добрым юмором и лиризмом: Кортик (1948; одноим. фильм 1954, реж. В.Я.Венгеров и М.А.Швейцер), где события разворачиваются в период Гражданской войны и нэпа в Москве, на Арбате – любимом месте действия многих героев Рыбакова, и ее продолжение Бронзовая птица (1956). Живость повествования, психологическая убедительность, остроумие, проявившееся в названных произведениях, свойственны и повестям Приключения Кроша (1960) и Каникулы Кроша (1966), написанным от лица подростка.
  Первый «взрослый» роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров. Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго «производственного» романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноим. фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).
  Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 – Страх, 1990; кн. 3 – Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя – повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997).
  Умер Рыбаков в Нью-Йорке 23 декабря 1998. Похоронен в Москве.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Книга "Роман-воспоминание" (1997, 422 стр.) (pdf 25 mb) – OCR: Давид Титиевский – октябрь 2021

      Судьба Анатолия Рыбакова вместила в себя все ключевые моменты истории нашей страны в XX веке, начиная с Октябрьской революции. Он был первым пионером и комсомольцем, студентом и солдатом, строителем и заключённым, лауреатом Сталинской премии и опальным писателем. Его хвалили и ругали, печатали миллионными тиражами и запрещали. Не смогли только одного – сломить.
      Долгая жизнь писателя легла на страницы произведения, названного им лаконично и всеобъемлюще – "Роман-воспоминание". В нём много героев – Сталин и Хрущёв, Горбачёв и Ельцин, Каверин и Твардовский, Трифонов и Окуджава...
      Но главный герой – Время, ничем не приукрашенное, подлинное и вечное, живущее и дышащее.
      (Аннотация издательства)


    Трилогия:

    Роман "Дети Арбата" (html 1,2 mb)

    Роман "Страх" (html 1,3 mb)

    Роман "Прах и пепел" (html 837 kb)


    Роман "Тяжёлый песок" (1979, 305 стр.) (html 636 kb; pdf 19,2 mb) – май 2003, октябрь 2021
    – копия из библиотеки Максима Мошкова и "ImWerden"

      Любовь героев романа Анатолия Рыбакова – Рахили и Якова – зародилась накануне мировой войны. Ради неё он переезжает из Швейцарии в СССР. Им предстоит пройти через жернова XX века – страдая и надеясь, теряя близких и готовясь к ещё большим потерям...
      Опубликованный впервые в "застойные" времена и с трудом прошедший советскую цензуру, роман стал событием в литературной жизни страны. Рассказанная Рыбаковым история еврейской семьи из южнорусского городка, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский "новый порядок", вскрыла трагедию всего советского народа.
      (Аннотация издательства)

    * * *

      "И опять площадь, опять изможденные существа, напоминающие людей, опять моя мать, уже только с Олей. И в середине площади Игорь на коленях, с завязанными за спиной руками. И за ним эсэсовец с секирой. Где они ее раздобыли – понятия не имею. Старинная секира, клинок в виде полумесяца. Знаю только, что она служила эсэсовцам для потехи, во дворе комендатуры, они забавлялись ею следующим образом: ставили ребенка на колени с завязанными сзади руками, приказывали наклонить голову и ударяли секирой.
      Пари выигрывал тот, кто с одного удара разрубал ребенка точно пополам. Так они забавлялись во дворе комендатуры, теперь устроили забаву для всех.
      Штальбе сказал моей матери:
      – Твой внук ходил к партизанам. Если он покажет дорогу, то будет жить, если не покажет – умрет.
      – Он не знает дороги к партизанам, – ответила мать.
      И тогда Игорь закричал:
      – Бабушка, я боюсь!
      И мама ответила:
      – Не бойся, Игорек, они тебе ничего не сделают, опусти голову и закрой глаза.
      Игорь наклонил голову и зажмурился, палач поднял секиру и разрубил Игоря точно пополам, мастер был. Ударила кровь, но на палаче был кожаный фартук, и он не запачкался.
      И Штальбе, бывший школьный учитель, объявил:
      – Так будет с любым ребенком, обнаруженным вне гетто. Запомните!"
      (Фрагмент)


    Повесть "Неизвестный солдат" (html 276 kb)

      "Опустив автомат, немец возвращался обратно. Бокарев зажал нож в кулаке, еще теснее прижался к столбу, пропуская немца мимо себя. Немец увидел его; перед Бокаревым мелькнуло только мгновенное удивление в его глазах; он левой рукой, как могучим крюком, обхватил его голову, зажал рот, сразу почувствовал на ладони влажное тепло его рта, напор его горячего дыхания, и правой рукой всадил нож; нож прошел, не коснувшись кости, тело немца повисло в судороге на его руке. Бокарев все дальше всаживал нож, по самую рукоятку, левой рукой удерживая тело. Потом осторожно опустил на землю, локтем придержал каску, чтобы не гремела, правой рукой перехватил автомат".
      (Фрагмент)


    Роман "Водители" (html 1,4 mb) – май 2003 – Государственная премия СССР 1951 года

    Роман "Екатерина Воронина" (html 1 mb) – прислал Сергей Чернов – январь 2007

    Страничка создана 30 мая 2003.
    Последнее обновление 15 октября 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768