Джордж Бернард ШОУ
(англ. George Bernard Shaw)
(1856-1950)
Джордж Бернард Шоу – ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке.
Родился 26 июля 1856 в Дублине. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч. Диккенса, У. Шекспира, Д. Беньяна, Библии, арабских сказок "Тысяча и одна ночь", а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.
В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырёх лет.
Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было всё, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства. В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У. Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трёх с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью».
Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья.
В 1901 Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans).
Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman). Однако уже в следующем году молодой актёр Х. Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж. Э. Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживём – увидим, Другой остров Джона Булля (John Bull's Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor's Dilemma, 1906). Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишённые действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny's First Play, 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и лев (Androcles and the Lion, 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная Г. Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.
Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрёл мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan).
В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался. Последней пьесой, принёсшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.
Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным.
В возрасте девяноста лет писатель согласился стать почётным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.
Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провёл в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions, 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.
(Из проекта "LiveLib.ru")
Произведения:
"Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1: Дома вдовца; Профессия миссис Уоррен; Кандида; Ученик дьявола; Цезарь и Клеопатра; Смуглая леди сонетов; Миллионерша: Пьесы" (2004, 512 стр. / пер. с англ.; вступ. ст. К. Новикова; коммент. А. Николюкина) (pdf 11,4 mb) – август 2023
– копия из библиотеки "Maxima Library"
Крупнейший английский драматург конца XIX – первой половины XX в., Джордж Бернард Шоу (1856-1950) в своих произведениях выступает как мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре. Его пьесы бичуют политическую реакцию, нормативную мораль, лицемерие, ханжество. В 1925 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В первый том Избранных сочинений вошли самые известные драмы Б. Шоу, в разные годы с успехом поставленные на сценах многих театров нашей страны.
(Аннотация издательства)
Содержание:
К. Новиков. Неординарность как норма ... 5
ПЬЕСЫ
Предисловие. Главным образом о себе самом. Перевод О. Холмской ... 15
Дома вдовца. Перевод О. Холмской ... 36
Профессия миссис Уоррен. Перевод Н. Дарузес ... 101
Кандида. Перевод М. Богословской и С. Боброва ... 168
Ученик Дьявола. Перевод Е. Калашниковой ... 236
Цезарь и Клеопатра. Перевод М. Богословской и С. Боброва ... 312
Смуглая леди сонетов. Перевод М. Лорие ... 417
Миллионерша. Перевод П. Мелковой ... 432
Комментарии А. Николюкина ... 501
"Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2: Пигмалион; Дом, где разбиваются сердца: Пьесы; Карьера одного борца: Роман; Новеллы" (2004, 512 стр. / пер. с англ.; коммент. А. Николюкина и Б. Акимова) (pdf 10,6 mb) – август 2023
– копия из библиотеки "Maxima Library"
Крупнейший английский драматург конца XIX – первой половины XX в., Джордж Бернард Шоу (1856-1950) в своих произведениях выступает как мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре. Его пьесы бичуют политическую реакцию, нормативную мораль, лицемерие, ханжество. В 1925 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Во второй том Избранных сочинений вошли наиболее значительные драмы Б. Шоу, а также его роман и новеллы разных лет.
(Аннотация издательства)
Содержание:
ПЬЕСЫ
Пигмалион. Перевод П. Меновой ... 7
Дом, где разбиваются сердца. Перевод М. Богословской и С. Боброва ... 103
КАРЬЕРА ОДНОГО БОРЦА. Роман. Перевод В. Малахиевой-Мирович ... 209
НОВЕЛЛЫ
Серенада. Перевод В. Ашкенази ... 443
Дон-Жуан объясняет. Перевод В. Ашкенази ... 451
Воскресный день среди холмов Суррея. Перевод В. Ашкенази ... 472
Пушечное мясо. Перевод И. Гуровой ... 477
Новая игра – воздушный футбол. Перевод В. Ашкенази ... 486
Император и девочка. Перевод В. Ашкенази ... 496
Комментарии А. Николюкина и Б. Акимова ... 506
Книга "Афоризмы" (1985, 86 стр. / вступ. статья и сост. А. А. Шамшурин, художник Г. Н. Босенко) (pdf 2,5 mb) – август 2023
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Уже одно упоминание имени великого английского драматурга, комедиографа, сатирика и остроумнейшего человека Джорджа Бернарда Шоу настраивает нас на добрую, располагающую к нему улыбку и ожидание: сейчас сверкнёт афоризм, парадокс, экспромт или искромётная шутка, которые путешествуют по всему миру. Людям импонирует его независимость мышления, иронический склад ума, огромный общественный темперамент и человечность.
Бернард Шоу обладал высочайшим искусством афористики и был мастером этого жанра словесного искусства. К какому бы виду его наследия мы ни обратились – пьесам, предисловиям к ним, публицистике, письмам, интервью, мы обнаружим образцы восхитительного интеллектуального озорства. В его речениях, суждениях всегда присутствует очарование смелой непосредственности и неожиданности. Эти неожиданности мы воспринимаем как парадоксы, которые чаще всего замыкаются афоризмом. В форме парадоксов и афоризмов выражают свои мысли, всегда наполненные подтекстом, умнейшие из героев его пьес. Особенность парадоксов в том, что они идут от отрицания, как бы перевёртывают общепринятые мнения, ставят их с ног на голову, выставляя их нелепость и неразумность. Лицемерную мещанскую мораль парадоксалист Шоу разоблачал своим неотразимым метким словом, эмоционально выраженной сентенцией.
Речь Шоу афористична сама по себе. Он не придумывал парадоксы и афоризмы, они рождались из самой системы его мышления и стали особенностью стиля его художественных произведений и публицистики...
(Из предисловия)
Оглавление:
АФОРИЗМЫ ... 11
Жизнь и мир человека. Общество. Труд и праздность. Добро и зло. Мораль и нравственность. Счастье. Успех ... 12
Театр. Драматургия. Литература и искусство. Творчество. Культура. Образование ... 26
Наука. Знание. Разум. Мысль. Опыт ... 42
Любовь. Брак. Мужчины и женщины. Семья. Дети. Воспитание ... 49
ШОУИЗМЫ ... 55
ПРИЗНАНИЯ ... 67
Страничка создана 9 августа 2023.