Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Микаэл Леонович ТАРИВЕРДИЕВ
(1931-1996)

  Микаэ́л Лео́нович Тариверди́ев (арм. Միքայել Լեոնի Թարիվերդյան; 15 августа 1931, Тифлис – 25 июля 1996, Сочи) – советский и российский композитор.
  5 августа 1931 года в грузинском городе Тифлис (Тбилиси) родился Микаэл Таривердиев. Мальчик стал единственным ребёнком в семье, поэтому с детства был окружен вниманием. У него сложились очень близкие отношения с матерью (Сато Григорьевна). Микаэл даже позже писал, что всё хорошее, что он знает и умеет, он узнал от матери. Биография отца Микаэла Леоновича Таривердиева начиналась в Баку. Здесь он окончил финансовую академию. После переезда в Грузию Леон Таривердиев познакомился с будущей женой. В Тбилиси он стал директором крупного банка.
  Несмотря на творческую натуру, мальчик состоял в местной банде, которая, правда, занималась только тем, что выясняла отношения между собой. Получение начального образования для Микаэла проблем не создавало. Учился он хорошо.
  Когда молодому человеку исполнилось 18, отца его арестовали. Они с матерью были вынуждены скитаться практически без денег. В это время Микаэл начал подрабатывать, давая частные уроки музыки.
  Таривердиев был человеком очень обаятельным, он притягивал к себе людей. В середине 60-х годов у композитора случился бурный роман с актрисой Людмилой Максаковой. Она была необычайно красива и свободна. Однако отношениям их не было суждено длиться долго. После автомобильной аварии, когда Максакова сбила пьяного человека, Таривердиев взял всю вину на себя. Судебный процесс убил отношения окончательно. Композитора приговорили к 2 годам лишения свободы, но он был отпущен по амнистии. Это событие оставило неприятный отпечаток в памяти Микаэла Леоновича.
  Друзей у известного композитора было всегда много. Среди них были Эльдар Рязанов, Белла Ахмадулина, Василий Аксёнов, Андрей Вознесенский и другие. Несмотря на это, лишнее внимание Таривердиев не любил, даже свой день рождения предпочитал отмечать без шумихи. Праздники семья отмечала в узком кругу. Так, по его словам, лучшим стал день рождения, когда он вместе с другом ушёл на сёрфах в море, и там, на волнах, они выпили сувенирную бутылочку коньяка.
  Виндсерфинг был увлечением композитора. Он одним из первых начал им заниматься и даже стал кандидатом в мастера спорта.
  Ещё одним хобби Таривердиева стала фотография. Он увлекся ею ещё в студенческие годы. Фотографирование настолько захватило композитора, что стало продолжением его творчества.
  Микаэл Леонович очень любил технику и всегда с удовольствием пользовался новинкой, оттачивая свое мастерство. Апогеем этой любви стала собственная музыкальная студия, где он смог играть ночи напролёт.
  Композитор очень любил уединение и свой дом. Свою квартиру он обставлял и ремонтировал очень тщательно, ведь уют для Таривердиева был очень важен. Композитор любил порядок во всём. Он никогда не разбрасывал вещи и соблюдал чистоту и порядок.
  Биография Микаэла Таривердиева была очень красочной, но в последние годы жизни он стал часто болеть. Причиной стало слабое сердце композитора. В 1990 году он перенёс операцию на сердце. Ему поставили новый клапан. Большую часть времени композитор предпочитал проводить в стенах родного дома.
  В 1996 году Таривердиева не стало. Похоронили знаменитого композитора на армянском кладбище в Москве.
  В следующем, 1997 году вышла книга композитора под названием «Я просто живу».
  (Из проекта "Знания")


    Микаэл Таривердиев, Вера Таривердиева. Книга "Я просто живу. Биография музыки" (2004, 656 стр.) (pdf 28,9 mb) – март 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Автобиографическая книга композитора и книга его жены о его судьбе и музыке. Романтические, иронические, полные драматизма истории представляют картину жизни творческой интеллигенции нескольких десятилетий. Сквозь призму очень личных впечатлений рассказывается о музыке и о том, как она рождалась.
      (Аннотация издательства)

      Микаэл Таривердиев ушёл из жизни на взлёте. Было ещё столько замыслов... Один из них – мемуары, оборвавшиеся, как мелодия, на высокой ноте...
      Можно ли подхватить мелодию, завершить её, дописать те ноты, которые автор не успел сложить в финал? Этот нелёгкий труд взяла на себя жена и друг Микаэла Леоновича – Вера Бориславовна Таривердиева. Она не только подготовила к печати обширный рукописный материал, но и написала заключительную главу, придавшую книге логическое завершение.
      Незаконченная мелодия обрела жизнь.
      Фотографии, вошедшие в книгу, отобраны Верой Бориславовной из огромного семейного архива Таривердиевых (кстати, Микаэл Леонович сам был отличным фотографом). Её перу принадлежат и подписи к ним. И это не сухие справки – кто, где и с кем изображён, – а живой и тёплый рассказ о близком человеке.
      И совсем не случайно здесь можно прочесть: «он любит», «он чувствует», «он считает»... Ведь ещё Лев Толстой говорил, что любовь и память любящих побеждают смерть.
      (От издательства)

    Содержание:

    Микаэл Таривердиев. «Я ПРОСТО ЖИВУ». Автобиографическая книга

    Тбилиси – полифонический город ... 9
    Растиньяки шестидесятых ... 29
    Я такое дерево ... 72
    Корабль дураков ... 124
    Театральный роман ... 185
    Я, Вера ... 223

    Вера Таривердиева. «БИОГРАФИЯ МУЗЫКИ»

    Вместо начала ... 283
    Маленький принц ... 285
    Человеческий голос ... 317
    Загадка параллельного мира под названием «кино» ... 365
    Третье направление. Автопортрет ... 400
    Кто ты? ... 427
    Семнадцать мгновений или ирония судьбы ... 441
    Мадригал – XX век ... 483
    Опера: попытка прогноза? ... 509
    Поэма о счастье или Девушка и смерть ... 557
    Quo vadis? ... 582
    Пропавшая экспедиция ... 610
    В путь ... 628
    Мой конец – моё начало ... 651

      Фрагменты из книги:

      "Однажды весенним вечером по улице Горького медленно полз длинный лимузин. Он двигался от Центрального телеграфа к площади Маяковского. Из окна Берия заметил хорошенькую девушку. Начальник его охраны, выскочивший из притормозившей машины, в категорической форме «пригласил» девушку внутрь. Машина отправилась в загородную резиденцию Берии, с девушкой, несмотря на все её мольбы и протесты, произошло то, что обычно происходило в таких случаях. На прощание ей было заявлено, что, если кто-то узнает, её ждут большие неприятности. Девушка не удержалась и поделилась со своим другом. Юноша ещё где-то рассказал. Через два дня были арестованы не только они, но и все, чьи телефоны оказались в записной книжке молодого человека. В том числе и Калик. Подручные Берии действовали умело. Группе из сорока человек, которые даже и не подозревали, за что их арестовали, было предъявлено обвинение в покушении на жизнь Сталина. Калик рассказывал мне, что следователь, который вёл дело этой группы, сказал: в случае если он подпишет обвинение, ему гарантируется жизнь – правда, его ждёт двадцать пять лет лагерей. Но если на суде хотя бы намёком всплывёт история с Берией, то его ждёт расстрел. «Впрочем, – добавил он, – меня расстрел ждёт тоже». Калик и его друзья знали, как заметаются следы командой Берии, и на суде ничего не отрицали. Так двадцатилетний Миша Калик отправился в лагеря. Это было в сорок девятом. В пятьдесят четвёртом, уже после смерти Сталина, вместе со многими другими, группа была реабилитирована. Когда через четыре года Калик пытался восстановиться в Институте кинематографии, тогдашний ректор института категорически отказал ему. Он сказал, что хотя Калик и реабилитирован, тем не менее советское искусство должно воспитывать таких режиссёров, которые смогут снимать светлую действительность советской жизни. А он, пройдя систему лагерей, вероятно, этого не сможет. Но после многочисленных хождений Миши по разным инстанциям его всё-таки восстановили во ВГИКе. Вот такая история. Несмотря на то что ему пришлось пройти через ад сталинских лагерей, Михаил Калик остался удивительно светлым и добрым человеком. Всё, что он делал в искусстве, всегда было отмечено пронзительной светлой интонацией. Так что ректор оказался не прав."

    * * *

      "Роман с Людмилой Максаковой закончился трагически. Они ехали в машине ночью, она сидела за рулём его машины. Из кустов выскочил прямо под колёса человек. Микаэл Таривердиев пересел за руль и взял ответственность за случившееся на себя. Человек погиб. Начались судебные разбирательства. Дело передавали из инстанции в инстанцию. То, что во время судебного разбирательства нужно было находиться за решёткой, его просто убивало. Процесс длился около двух лет. В результате Микаэла Таривердива осудили. От тюрьмы его спасла амнистия. В один из критических моментов, когда решалась судьба дела, Максакова уехала из Москвы. У него отнимались ноги. Да, тогда он так и чувствовал себя – как герой цикла «Прощай, оружие!». Отношения с Максаковой он порвал, хотя это стоило ему огромных душевных усилий.
      Он никогда не менял решений, после того как он их принимал. Он вспоминал о своей привязанности к этой женщине как о болезни. И больше не увлекался актрисами.
      Эта история перевернула его мир. Он столкнулся со смертью. Пусть не по своей вине. И ещё он не мог пережить боли и унижения. Весь мир как будто отдалился от него, а он – от мира. Самым страшным, непереносимым для него были унижение и предательство. Мог ли он поступить по-другому? Нет, не мог. Это его поступок. Исключительно его. Если бы он жил на век раньше, он непременно бы дрался на дуэлях. Драться или нет, когда вопрос стоит о чести, – для него альтернативы не было. Живи он раньше, он бы погиб на дуэли. Но в XX веке дуэли были другими.
      Прошло время. Казалось, все забыли об этой истории. Но Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов воспроизвели её в фильме «Вокзал для двоих». Микаэл Таривердиев был на премьере. Он был шокирован и задет. Обижен..."

    Страничка создана 8 марта 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768