Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

ТЕОФРАСТ (ФЕОФРАСТ)
(ок. 370 – ок. 287 до н.э.)

  Теофраст, или Феофраст (ок. 370 – ок. 287 до н.э.), древнегреческий философ и учёный, уроженец Эреса на острове Лесбос. Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н.э. – преемником на посту главы школы перипатетиков. По многосторонности научных интересов Теофраст уступал только Аристотелю.
  У Теофраста имелись сочинения по метафизике, логике, физике, зоологии, ботанике, психологии, этике, политике, государственному устройству, религии, риторике и образованию. Разнообразие его интересов видно уже по названиям многочисленных трактатов (они перечислены у Диогена Лаэртия): "Об огне", "О камнях", "О головокружении", "Об опьянении", "Об образах жизни", "О благочестии", "О браке". Почти все его сочинения утрачены, но уцелевшие фрагменты позволяют составить представление о некоторых из них. Два дошедших трактата о растениях представляют собой в высшей степени самостоятельное исследование, плод широкомасштабного сбора материалов, тщательной классификации и детального изучения. Наиболее популярное из дошедших до нас произведений – "Характеры", сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т.д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание.
  Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии "Характеров" Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Стремясь к накоплению детальных знаний о мире, Теофраст оставался в основном в пределах аристотелевой системы.
  В его исследованиях не было рабского следования Аристотелю, он самостоятелен и критичен. Рассматривая природу и душу, Теофраст куда более строг в сравнении с учителем. Так, ему очевидны трудности, связанные с телеологическим взглядом на природу. В этике он проповедует умеренность в поведении, дружбу, счастье и интеллектуальную жизнь, подчёркивая роль внешних воздействий как угрозы созерцанию.
  (Из проекта "Readly.ru")


    Книга "Характеры" (1974, 125 стр.; пер., статья и примечания Г. А. Стратановского) (pdf 9,3 mb)
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Вниманию читателя предлагаются "Характеры", самое знаменитое из дошедших до нас сочинений древнегреческого философа Феофраста, ученика и преемника Аристотеля.
      Эта маленькая книжка, пережившая века, содержит описание психологических типов людей, которое для современных психологов и социологов столь же актуально, как "Поэтика" Аристотеля для филологов, "Диалоги" Платона для философов.
      Созданные Феофрастом тонкие и остроумные зарисовки человеческих типов (льстец, болтун, сплетник, трус, сторонник олигархии, крохобор и др.) сливаются в картину повседневной жизни Афин эпохи Александра Македонского с её мелкими делами, сплетнями, пересудами и политическими страстями, свидетельствующими о том, что ничто не ново под луной.
      (Аннотация издательства)

    Оглавление:

    ХАРАКТЕРЫ

    I. Ирония ... 5
    II. Льстивость ... 6
    III. Пустословие ... 8
    IV. Неотёсанность ... 8
    V. Угодливость ... 10
    VI. Отчаянность ... 11
    VII. Болтливость ... 12
    VIII. Вестовщичество ... 14
    IX. Бессовестность ... 15
    X. Крохоборство ... 16
    XI. Бесстыдство ... 18
    XII. Бестактность ... 19
    XIII. Суетливость ... 20
    XIV. Тупоумие ... 21
    XV. Грубость ... 22
    XVI. Суеверие ... 22
    XVII. Ворчливость ... 24
    XVIII. Недоверчивость ... 25
    XIX. Нечистоплотность ... 26
    XX. Назойливость ... 27
    XXI. Тщеславие ... 28
    XXII. Скаредность ... 30
    XXIII. Бахвальство ... 31
    XXIV. Высокомерие ... 32
    XXV. Трусость ... 33
    XXVI. Приверженность к олигархии ... 35
    XXVII. Опсиматия ... 36
    XXVIII. Злоязычие ... 37
    XXIX. Подлолюбие ... 39
    XXX. Подлокорыстие ... 40

    Приложения

    Феофраст и его «Характеры» (Г. А. Стратановский) ... 45
    Примечания (Г. А. Стратановский) ... 84
    Аттический календарь ... 119
    Меры веса и денежные единицы ... 119
    Принятые сокращения ... 120

    * * *

      IX. Бессовестность

      (1) Бессовестность, если её определить, – это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти. А бессовестный вот какой человек. (2) Сперва он идёт к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом [...] (3) после жертвоприношения богам он обедает у другого, а жертвенное мясо солит впрок. Позвав сопровождающего его слугу, он берёт со стола куски мяса и хлеба и даёт ему, говоря во всеуслышание: «Угощайся, Тибий». (4) Когда идёт покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для похлёбки. Если проделка сойдёт, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом убегает. (5) Купив своим гостям места в театре за их счёт и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да ещё с их дядькой. (6) И если кто-нибудь сделал выгодную покупку на рынке, он требует часть уступить ему. (7) К соседу в чужой дом приходит занять ячменя, а иногда и соломы, да ещё заставляет заимодавца всё это приносить к себе. (8) В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерпнуть воды и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: «Готово!». А при выходе – сказать банщику: «Ничего ты с меня не получишь!».
      (Фрагмент)

    Страничка создана 14 октября 2022.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768