Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Яков Александрович ТУГЕНДХОЛЬД
(1882-1928)

  ТУГЕНДХОЛЬД Яков Александрович (1882, Москва, – 1928, там же), русский и советский искусствовед, художественный критик.
  Родился в семье доктора медицины. В 1901 г. поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г. уехал в Мюнхен, где учился на юридическом факультете университета и занимался живописью в различных частных школах. В 1905 г. посещал мастерскую А. Явленского. В том же году Тугендхольд переехал в Париж, учился в Академии П. Рансона и в мастерской А. Стейнлена, изучал коллекции музеев и частных парижских собраний. В 1908 г. опубликовал свои первые статьи и корреспонденции, посвящённые современному европейскому искусству. Печатался в журналах «Современный мир», «Аполлон», «Северные записки» и др. В 1911 г. вышла книга Тугендхольда «Французское искусство и его представители». В 1913 г. Тугендхольд вернулся в Москву, занимался западноевропейским и современным русским искусством, сотрудничал с С. Щукиным.
  В 1917-18 гг. Тугендхольд работал инструктором в отделе по делам музеев и охране памятников Наркомпроса; в 1919 г. был назначен заведующим отделом искусств Крымского наробраза; в 1922 г. Тугендхольд был переведён в Москву, работал заведующим отделом газеты «Известия» и в журнале «Красная нива». В 1920-е гг. Тугендхольд работал как искусствовед в Государственной академии художественных наук, был заведующим отделом изобразительных наук Главполитпросвета (1923), участвовал в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925), занимал должность учёного секретаря и председателя секции ИЗО в Государственном ученом совете Наркомпроса РСФСР (1926). В 1927 г. Тугендхольд стал действительным членом Государственной академии художественных наук. В 1928 г. был назначен руководителем художественного отдела газеты «Правда».
  Тугендхольд продолжал заниматься и художественной критикой. Кроме статей, постоянно публиковавшихся в советской периодической печати, он написал несколько книг: «Искусство Марка Шагала» (1918, совместно с А. Эфросом), «В. Ван Гог. Письма» (1919), «Эдгар Дега и его искусство» (1922), «Первый музей новой западной культуры» (1923), «Художественная культура Запада» (1928), «Искусство Октябрьской эпохи» (1930) и др. В 1987 г. в серии «Библиотека искусствознания» вышел сборник избранных статей и очерков Тугендхольда.
  Наибольший интерес из огромного – более 600 названий – творческого наследия Тугендхольда представляют его книги, посвящённые современному западному искусству. Эрудиция, широкое образование, включавшее в себя не только теоретические, но и практические занятия изобразительным искусством, сделали Тугендхольда исключительным явлением среди искусствоведов того времени. Понимание специфических проблем искусства сочеталось у него со склонностью к историческим аналогиям и ассоциациям и стремлением не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. В те годы, когда искусство импрессионизма и постимпрессионизма считалось в советском искусствоведении «буржуазным» и подвергалось критике с этих позиций, книги Тугенхольда были для молодых искусствоведов едва ли не единственным источником объективных и нестандартных сведений.
  (Антология "Искусство: Книга для чтения", 3-е изд., М., 1969.)


    Произведения:

    Сборник статей "Французское искусство и его представители" (1911, 370 стр.) (pdf 3 mb) – ноябрь 2009
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Выпуская в свет сборник критических статей, печатавшихся в журналах «Современный Мир», «В мире искусств» и «Апполон», мы внесли в них значительные дополнения и изменения, но всё же сохранили за ними их случайный характер. В искусстве трудно провести резкую грань между злободневным и вечным – то, что сегодня кажется вечным, завтра может оказаться лишь временным и наоборот. С другой стороны, принимая во внимание бедность нашей литературы по новому искусству и в то же время растущую с каждым днём потребность в ней, мы надеялись, что и эти скромные журнальные статьи будут небезинтересными для русского читателя.
      (Аннотация издательства)


    Книга "Искусство октябрьской эпохи" (1930, 204 стр.) (pdf 10 mb) – июль 2024
      – копия из библиотека "Internet Archive"

      Преждевременно умерший Яков Александрович Тугендхольд (1872–1928) был бесспорно крупнейшей фигурой русской художественной критики двух последних десятилетий. Двух десятилетий – это значит двух эпох, рассечённых гигантским историческим рубежом, через который Тугендхольд вошёл в новую культуру смелее, свободнее и естественнее, чем многие другие из людей старого искусства и знания. Он сразу почувствовал себя своим в этой новой эпохе, он – выученик европейской культуры, энтузиаст станковой живописи, "западник" и "эстет". И эта глубокая внутренняя освоенность Тугендхольда в революции делала такими крепкими его позиции критика и деятеля советской художественной жизни.
      Неутомимая работа Тугендхольда после Октября – работа журналиста, организатора и участника различнейших художественных начинаний и выступлений – широко известна читателю. Эта работа по новому освещает и то большое дело, которое было начато Тугендхольдом ещё в его давних исследованиях и очерках и которое только теперь, после его смерти, может быть оценено во всём своём целостном значении.
      (Из предисловия Д. Аркина)

    Содержание:

    Д. Аркин. Я. А. Тугендхольд ... 5

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОКТЯБРЯ
      Живопись революционного десятилетия ... 15
      Гравюра и графика ... 50
      Наша скульптура ... 66
      Искусство народов СССР ... 78
      Ленин в искусстве ... 93

    НАШИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГРУППИРОВКИ
      Пути станковой живописи (Из заметок о выставках 1926-28 гг.) ... 105
      Искусство и современность (о художниках Оста) ... 128

    ПУТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
      Шире дорогу молодым талантам ... 143
      Молодёжь и художественная школа ... 147
      Художественные объединения молодёжи ... 153

    ИСКУССТВО ПЛАКАТА ... 159
    Перечень иллюстраций ... 197


    Очерк "Оноре Домье и его живопись" (pdf 251 kb) – ноябрь 2009
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)


    Очерк "Винцент Ван-Гог" (pdf 115 kb) – ноябрь 2009
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

    Страничка создана 13 ноября 2009.
    Последнее обновление 11 июля 2024.

Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768