Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Константин Константинович ВАГИНОВ
(имя собств. Константин Вагенгейм)
(1899-1934)

  ВАГИНОВ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1899-1934), настоящая фамилия Вагенгейм, русский писатель. Родился 4 (16) апреля 1899 в Петербурге в семье жандармского офицера из обрусевших немцев. В 1917 окончил знаменитую своим демократизмом частную гимназию Гуревича. Поступил на юридический факультет Петроградского университета, откуда сразу же был призван в Красную Армию. Воевал на польском фронте и за Уралом. В 1921 вернулся в Петроград и поступил в Институт истории искусств, поскольку в университете его не восстановили из-за непролетарского происхождения.
  Еще гимназистом Вагинов начал писать стихи – как он впоследствии вспоминал, под влиянием Цветов зла Ш. Бодлера. Большое влияние оказало на него также творчество русских символистов – как поэтов, так и художников объединения «Мир искусства». В 1921–1922 Вагинов, по его собственному признанию, «состоял почти во всех поэтических объединениях Петрограда», посещал занятия литературной студии при Доме искусств, которые вел Н. Гумилев, и был принят в гумилевский «Цех поэтов». По воспоминаниям поэтессы И.Наппельбаум, стихи Вагинова, который был «самый маленький, самый худенький, с самым слабым голосом, самый «не такой», но сразу выразителен и значим», производили огромное впечатление: «Когда вставал и начинал читать – появлялся новый мир, ни с кем и ни с чем не сравнимый и волнующий... все слушали и давали уводить себя в этот призрачный, пригрезившийся поэту мир. Наш Мэтр, с ясным как небосклон мировоззрением, с зеркальной эстетикой, он замирал и, не противясь, входил в призрачный сад поэзии Константина Вагинова».
  В 1921 Вагинов вместе с поэтами Н.Тихоновым и С.Колбасьевым вступил в литературную группу «Островитяне», творчески связанную с «Серапионовыми братьями». «Островитяне» не выступали с однозначными литературными манифестами, стремились к объединению различных творческих индивидуальностей. В групповом сборнике, вышедшем в 1921 тиражом 20 экземпляров, состоялась первая публикация стихов Вагинова. Вагинов входил также в группу «Кольцо поэтов им. К.Фофанова», выпустившую его первую самостоятельную поэтическую книгу Путешествие в Хаос (1921). Кроме того, был участником группы эмоционалистов во главе с М.Кузминым, посещал объединение молодых поэтов «Звучащая раковина», бывал на собраниях пролетарских поэтов.
  В 1922 Вагинов подготовил к печати поэтическую книгу Петербургские ночи и прозаическую – Монастырь Господа нашего Аполлона, но отдельные издания не были осуществлены по материальным причинам. Печатал свои стихи в различных поэтических альманахах, а в 1926 выпустил небольшой стихотворный сборник без названия.
  Одним из главных образов его поэтического творчества был образ Петербурга. Вагинов сравнивал Петроград времен военного коммунизма с любимым им Древним Римом времени упадка. Это сравнение отразилось и в романе Козлиная песнь (1928). Герой романа, Неизвестный поэт, образ которого во многом автобиографичен, видит превращение Петрограда в Рим так ясно, как если бы это происходило в действительности, и пытается понять смысл этого видения: «...Нева превратилась в Тибр, по садам Нерона, по Эсквилинскому кладбищу мы блуждали, окруженные мутными глазами Приапа. Я видел новых христиан, кто будут они? Я видел дьяконов, раздатчиков хлебов, я видел неясные толпы, разбивающие кумиры. Как ты думаешь, что это значит, что это значит?»
  Лирика Вагинова вызвала интерес и одобрение Г.Адамовича, В.Брюсова, В.Ходасевича. Все они отмечали необычность его эпитетов и метафор, тонкое введение в современные стихи античных образов и пантеистическое мировоззрение. Причудливая ассоциативность его стихов давала критикам основание сравнивать их с поэзией О.Мандельштама. Сам Вагинов называл себя «поэтом трагической забавы».
  В 1922 Вагинов написал в частном письме: «Я проходил через все поэтические кружки и организации, теперь... я хочу работать один». В это время главной темой его творчества становится тема художника и общества. В повести Монастырь Господа нашего Аполлона он писал о том, что время, отмеченное многими открытиями в точных науках, «навело многих талантливых, но несчастных художников на мысль, что оные открытия есть вещь замечательная и вечная», из-за чего, «повинуясь слабому сему суждению, отроки и старцы не токмо философию, но и сердце человеческое забыли».
  Вагинов предвидел гибель как культуры, так и ее творцов. Его страсть к коллекционированию книг и предметов старины была попыткой сохранить материальные проявления искусства, которыми он, по его словам, «был вскормлен от колыбели». Вагинов самостоятельно изучил старофранцузский и итальянский языки, чтобы читать собранные книги, брал уроки греческого, чтобы переводить греческую прозу, занимался испанским, хорошо знал старинные танцы вроде менуэта и экосеза. Необычным собирательством занимаются герои всех его романов. Так, Костя Ротиков (Козлиная песнь) коллекционирует безвкусицу и надписи на стенах; писатель Свистонов (Труды и дни Свистонова, 1929) – книги, смешные газетные вырезки и людей, становящихся персонажами его произведений; инженер Торопуло и физик Пуншевич (Бамбочада, 1931) организуют общество собирания мелочей уходящего быта; старый юноша Локонов (Гарпагониана, 1933, опубл. 1983 в США) собирает сновидения.
  Личное знакомство с М. М. Бахтиным, произошедшее в 1924, ввело Вагинова в круг музыкантов И. Соллертинского и М. Юдиной, литературоведа Л.Пумпянского и других. Некоторые из этих людей, в том числе и сам Бахтин, выведенный в образе Философа, стали прототипами героев романа Козлиная песнь. В этом произведении узнаются также фигуры ленинградских поэтов П. Лукницкого, Вс. Рождественского, С. Нельдихена. Герои Козлиной песни живут в городе «кончившейся мечты» и пытаются остаться островком Ренессанса в неведомом им мире людей, существующих по законам нового времени. Но Неизвестному поэту, Косте Ротикову, Мише Котикову, Марье Петровне, Наташе Голубец и другим персонажам не удается скрыться в своей петергофской башне-даче: жизнь ломает каждого из них, заставляет приспособиться к новым законам.
  В 1927 Вагинов примкнул к группе ОБЭРИУ, в которую входили Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Олейников и другие. В манифесте обэриутов (1928) была особо отмечена фантасмагоричность вагиновского мира. Именно таков мир его романа Труды и дни Свистонова, в котором знакомые писателя Свистонова – Психачев, Иван Иванович Куку и другие – превращаются в персонажей его произведений. В этом романе, как и в других прозаических произведениях Вагинова, отразились реальные события культурной жизни Ленинграда – например, знаменитый вечер обэриутов в Доме печати «Три левых часа».
  Проза Вагинова – «многослойное» явление. В ней оригинально преломляются разнообразные литературные традиции: от позднего античного романа и новелл Возрождения до петербургских повестей Гоголя и Достоевского. Вагинов писал ритмизованной прозой, вводил в тексты подлинные документы эпохи – например, газетные объявления.
  Общий тон романов Вагинова менялся с течением времени. Так, герои Бамбочады, забавные коллекционеры Торопуло и Пуншевич, перешли в последний роман Вагинова Гарпагониана. Однако мир Гарпагонианы резко отличается от мира предыдущего романа: он трагичен и безысходен, в нем процветают интриги, ненависть и подозрительность. В творчестве отразилось подавленное состояние Вагинова, охватившее его в 1930-е годы.
  Вскоре после смерти писателя была арестована его мать; выяснилось, что имелся ордер и на арест самого Вагинова. При обыске были изъяты и исчезли черновики романа о 1905 годе, над которым Вагинов работал незадолго до смерти.
  При советской власти произведения Вагинова после смерти писателя не переиздавались. Первые публикации появились только в период перестройки в 1989.
  Умер Вагинов в Ленинграде 26 апреля 1934.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Козлиная песнь: романы" (2016, 448 стр.) (pdf 9 mb) – март 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Константин Вагинов – блестящий прозаик и поэт, мастер фантасмагорий и бурлеска, известный в двадцатые годы прошлого века, однако в советские годы совершенно забытый. Его творчеством восхищались Гумилёв, Мандельштам, Бахтин, а Николай Чуковский писал о нём в своих мемуарах как об одном из самых даровитых людей своего времени. Романы Константина Вагинова населяют чудаки всех мастей и званий: бледные интеллигенты и вдохновенные негодяи, поэты и проходимцы, собиратели древних книг и коллекционеры могильных надписей... Петербург двадцатых годов, где проводят свои дни и ночи эти загадочные существа, предстаёт скорее причудливым сновидением, чем реальным городом. Однако у большинства персонажей были реальные прототипы в литературном окружении Вагинова (Хармс, Клюев, Гумилёв...), а жизнь интеллигенции того времени и в самом деле походила на тревожный сон накануне пробуждения в суровой действительности.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Козлиная песнь ... 5
    Труды и дни Свистонова ... 189
    Бамбочада ... 311


    Повесть "Гарпагониада" (doc-rar 116 kb) – май 2002

    Страничка создана 13 мая 2002.
    Последнее обновление 26 марта 2022.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768