Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Александр Моисеевич ВОЛОДИН
(имя собств. Лифшиц)
(1919-2001)

  ВОЛОДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург, прозаик.
  Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у дяди – московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).
  Стихи писал с детства; первая книга – сборник "Рассказы" (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса "Фабричная девчонка" (пост. 1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом. Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина – "Пять вечеров" (1959), "В гостях и дома" (1960), "Старшая сестра" (первонач. назв. "Моя старшая сестра", 1961), "Идеалистка" (1962), "Назначение" (1963), "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Кастручча" (1968), "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Ящерица" (1969; пост. 1982), "Мать Иисуса" (1970).
  Характерная для драматургии Володина художественная свобода – от реалистического жизнеподобия до условности притчи ("Две стрелы", "Ящерица", "Мать Иисуса"), литературного парафраза ("Дульсинея Тобосская") и сатирического гротеска (комедия "Назначение" – о сов. бюрократии; "Кастручча" – антиутопия в духе Дж. Оруэлла и Е. Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. "Пять вечеров", "Старшая сестра") и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. "Назначение", "Кастручча").
  Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: "Пять вечеров" (по собственной пьесе), "Звонят, откройте дверь!" (1965), "Похождения зубного врача" (пост. в 1965 реж. Э. Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны), "Дочки-матери" (1974; пост. реж. С. Герасимова, 1975), "Осенний марафон" (пост. в 1979 реж. Г. Данелия).
  В воспоминаниях – книги "Для театра и кино", "Оптимистические записки" (обе 1967), "Записки нетрезвого человека" (1991), – обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
  Умер Александр Володин 17 декабря 2001 в Петербурге.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник "Пьесы, сценарии, рассказы, записки, стихи" (1999, 608 стр.) (pdf 14,4 mb) – ноябрь 2002, май 2020
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

    Содержание:

    ДЛЯ ТЕАТРА И КИНО

    Пьесы

    Фабричная девчонка ... 8
    Пять вечеров ... 51
    Назначение ... 106
    Осенний марафон ... 159
    С любимыми не расставайтесь ... 197
    Дочки-матери ... 223
    Беженцы ... 255

    Сценарии

    Две стрелы ... 279
    Дульсинея Тобосская ... 321
    Мать Иисуса ... 366

    ЗАПИСКИ НЕТРЕЗВОГО ЧЕЛОВЕКА. Рассказы, записки

    Всё наши комплексы ... 398
    Записки нетрезвого человека ... 404
    Дерзкое величие жизни ... 500

    СЛУЧАЙНЫЙ ГОСТЬ. Стихи ... 504-587

    Цитаты из "Записок нетрезвого человека"

    Понял слово испытание. Это значит: послано испытание – совершу грех или нет.

    Достоевский писал, что длительная дискриминация усугубляет качества человеческой натуры, как хорошие, так и плохие. Евреи, мне кажется, разделились на две категории, не похожие одна на другую, как негры и эскимосы. Одни – бескорыстные, непрактичные, духовные, и другие – наоборот.

    Товстоногов хотел умереть, как артист Бабочкин, в машине. Говорил так. И это было ему даровано. Успел подрулить к тротуару и притормозить. С такою же подробною точностью, какою он владел на сцене. Высшие силы позаботились о нём до конца.

    Нынешняя молодёжь умнее ли нас, когда мы были молодыми? Да.
    Будет ли она счастливей нас? Не думаю.

    Полные собою, переполненные собою до краёв! Деловые, предприимчивые, валютные, полезные стране люди. Они выхватили глазом то тебя, то меня и косвенно сравнивают с собой, и каждый по-своему наполняется, переполняется ещё более. Совками называют они нас. Новыми русскими называем мы их. И вот, ходим между ними, подавленные их ценностью, необходимостью стране, переполненностью собою. И смешим их своими неудачами и своей несообразностью ни с чем.

    Мы, разумеется, уже не увидим, как наша страна станет не воровской, не бандитской, достойной. Генералы ещё не отдадут свои особняки под казармы. Олигархи ещё не отдадут свои особняки – бездомным. При нас власти ещё не станут честны перед своим народом. Не увидим этого. Надо просить наших взрослых детей, чтоб рождали нам внуков, может быть, им суждено...

    Страничка создана 18 ноября 2002.
    Последнее обновление 21 мая 2020.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768