Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Ко́бо А́БЭ
(имя собств. А́бэ Кимифуса)
(1924-1993)

  Ко́бо А́бэ (яп. 安部公房 Абэ Ко:бо:), наст. имя – А́бэ Кимифуса; 7 марта 1924 года, Кита, Токио, Японская империя – 22 января 1993 года, Токио, Япония) – японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества – поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахарой были сняты кинофильмы.
  Абэ Кимифуса родился 7 марта 1924 в токийском районе Кита, Японская империя. Он провёл детство в Китае, где и пошёл в среднюю школу. Позже Абэ поступил в Токийский императорский университет на факультет медицины. Во время учёбы он встретил свою будущую жену, художницу Мати Абэ. Она нарисовала иллюстрации к книгам писателя, а также работала над декорациями к постановкам его пьес в театре.
  Кимифуса увлекался политикой, состоял в японской коммунистической партии, из которой вышел после того, как Советский Союз ввёл войска в Венгрию. В 1958 году Абэ выступил с критикой советского руководства, а в 1962 году покинул ряды партии.
  В 1948 году Абэ окончил университет, но не сдал квалификационный экзамен и ни дня не работал по специальности. Вместо этого он занялся литературным творчеством. В 1951 году свет увидела повесть «Стена», которая сразу принесла молодому автору известность. Кобо получил высшую литературную награду Японии – премию Акутагавы.
  Первое произведение во многом определило писательскую судьбу Абэ. Главная тема повести «Стена» – одиночество, основной мотив всего творчества Кобо – поиск себя, своей идентичности в современном мире. На творчество Абэ повлияли произведения Николая Гоголя и Фёдора Достоевского: Кобо был знатоком русской литературы. Писатель и сам вёл замкнутый образ жизни, признаваясь, что не любит людей.
  Всемирную славу писателю принесли романы «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта», изданные один за другим. Роман «Четвёртый ледниковый период» соединил в себе черты научной фантастики, детективного жанра и западноевропейского интеллектуального романа. Эти произведения занимают центральное место в творчестве писателя, именно после их появления о Кобо заговорили как о выдающемся литераторе, который стоит в одном ряду с Францем Кафкой и Уильямом Фолкнером. В шестидесятых режиссёр Хироси Тэсигахара снял фильмы, в основу которых легли книги Абэ.
  Кобо Абэ также занимался театром: в 1973 году он создал и возглавил «Студию Кобо Абэ», выступления которой вызывали большой резонанс на Западе. Писатель увлекался фотографией, состоял в авангардных творческих объединениях.
  В 1992 году Абэ стал одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, но не дожил до вручения награды: 22 января 1993 года он умер от остановки сердца. Кэндзабуро Оэ, лауреат Нобелевской премии по литературе 1994 года, утверждал, что Кобо Абэ непременно получил бы эту награду, если бы прожил чуть дольше.
  (Из проекта "Литрес.ру")


    Повесть "Четвёртый ледниковый период" (1965, 240 стр. / пер. с япон. С. Бережкова) (pdf 19,7 mb)
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Абэ Кобо – прогрессивный японский писатель, родился в Токио в 1924 году. Детство и юность провёл в Мукдене. В 1948 году окончил медицинский факультет Токийского университета. Писать начал ещё будучи студентом. Почти сразу же примкнул к литературной группе «сэнгоха» («послевоенная группа»), объединявшей писателей, которые выступали с антивоенными, антиимпериалистическими произведениями.
      Произведения Абэ неоднократно удостаивались высших литературных премий Японии. Японский читатель хорошо знает его научно-фантастические повести и романы «Преступление господина Карумы», «Изобретение Р-62», «Привидения живут здесь», «4-й ледниковый период», «Песчаная женщина». В 1963 году опубликован его новый фантастический роман «Чужое лицо».
      Абэ выступает за дружбу и тесное сближение между советским и японским народами. В прошлом году он посетил нашу страну.
      (Аннотация издательства)

      ...Но вот повесть прочтена. Она была написана на высоком литературном уровне, свойственном Абэ. Несмотря на научные термины, научно-фантастический антураж и совершенно фантастические ситуации, повесть эта, как и другие произведения «большой» литературы, имеет дело с психологией среднего человека. И, говоря по правде, она явилась в японской литературе чем-то новым, свежим, необычайно интересным и читалась залпом.
      А самое главное – конфликт «Четвёртого ледникового периода» выходил далеко за пределы обычных конфликтных ситуаций вроде любовного треугольника, бесславного восхождения к вершинам общества ценой попрания совести, всякого рода саморазоблачений и так далее. Он был совершенно необычен, этот конфликт. Вторжение будущего в настоящее. Испытание пригодности человека для будущего. Непреходящая враждебность повседневной обыденщины в отношении будущего. Повесть заставляла переживать эти необычные проблемы.
      Более того, повесть заставляла думать! Она напоминала о громадной ответственности каждого человека перед обществом – особенно в такие поворотные эпохи истории, как наша. Наш мир идёт к тупику, утверждает автор. Забыты высокие идеалы, остановилось общественное развитие, в духовной жизни царят цинизм, разочарование, любые перемены внушают ужас. Это начало конца, начало деградации.
      (Из предисловия переводчика)

    Содержание:

    От переводчика ... 5
    Четвёртый ледниковый период ... 9
      Прелюдия ... 11
      Программная карта номер один ... 13
      Программная карта номер два ... 106
      Облик грядущего ... 197
    Тоталоскоп ... 215

    Страничка создана 13 декабря 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768