Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Исаак Эммануилович БАБЕЛЬ
(1894-1940)

  БАБЕЛЬ, ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ (1894-1940), русский писатель. Родился 1 (13) июля 1894 в Одессе на Молдаванке, в семье торговца-еврея. В Автобиографии (1924) Бабель писал: «По настоянию отца изучал до шестнадцати лет еврейский язык, Библию, Талмуд. Дома жилось трудно, потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук. Отдыхал я в школе». Программа Одесского коммерческого училища, в котором учился будущий писатель, была очень насыщенной. Изучались химия, политэкономия, законоведение, бухгалтерия, товароведение, три иностранных языка и другие предметы. Говоря об «отдыхе», Бабель имел в виду ощущение свободы: по его воспоминаниям, на переменах или после занятий ученики уходили в порт, в греческие кофейни или на Молдаванку «пить в погребах дешевое бессарабское вино». Все эти впечатления легли позднее в основу ранней прозы Бабеля и его Одесских рассказов.
  Писать Бабель начал в пятнадцать лет. В течение двух лет писал по-французски – под влиянием Г. Флобера, Г. Мопассана и своего учителя французского языка Вадона. Стихия французской речи обострила ощущение литературного языка и стиля. Уже в первых своих рассказах Бабель стремился к стилистическому изяществу и к высшей степени художественной выразительности. «Я беру пустяк – анекдот, базарный рассказ, и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться... Над ним будут смеяться вовсе не потому, что он веселый, а потому, что всегда хочется смеяться при человеческой удаче», – объяснял он впоследствии свои творческие устремления.
  Рано выявилось и главное свойство его прозы: соединение разнородных пластов – как языка, так и изображаемого быта. Для его раннего творчества характерен рассказ В щелочку (1915), в котором герой за пять рублей покупает у хозяйки квартиры право подсматривать жизнь проституток, снимающих соседнюю комнату.
  Окончив Киевский Коммерческий институт, в 1915 Бабель приехал в Петербург, хотя и не имел права на жительство за чертой оседлости. После того как его первые рассказы (Старый Шлойме, 1913, и др.), опубликованные в Одессе и в Киеве, остались незамеченными, молодой писатель уверился в том, что только столица может принести ему известность. Однако редакторы петербургских литературных журналов советовали Бабелю бросить писательство и заняться торговлей. Так продолжалось больше года – до тех пор, пока он не пришел к Горькому в журнал «Летопись», где и были опубликованы рассказы Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна и Мама, Римма и Алла (1916, №11). Рассказы вызвали интерес у читающей публики и у судебных органов. Бабеля собирались привлечь к уголовной ответственности за порнографию. Февральская революция спасла его от суда, который уже был назначен на март 1917.
  Бабель служил в Чрезвычайной Комиссии, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» находился в Первой Конной армии, участвовал в продовольственных экспедициях, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах, был репортером тифлисских и петроградских газет.
  К художественному творчеству вернулся в 1923: в журнале «Леф» (1924, № 4) вышли рассказы Соль, Письмо, Смерть Долгушова, Король и др. Литературный критик А. Воронский писал о них: «Бабель не на глазах читателя, а где-то в стороне от него уже прошел большой художественный путь учебы и потому покоряет читателя не только «нутром» и необычностью жизненного материала, но и... культурностью, умом и зрелой твердостью таланта...».
  Со временем художественная проза писателя оформилась в циклы, давшие названия сборникам Конармия (1926), Еврейские рассказы (1927) и Одесские рассказы (1931).
  Основой для сборника рассказов Конармия послужили дневниковые записи. Первая Конная, показанная Бабелем, отличалась от красивой легенды, которую сочинила о буденновцах официальная пропаганда. Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности, которые Бабель поначалу видел в революции и в «очистительной» гражданской войне. Красные командиры не простили ему «очернительства». Началась травля писателя, у истоков которой стоял С.М.Буденный. Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов Первой Конной «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Буденный же назвал Конармию «сверхнахальной бабелевской клеветой». Вопреки мнению Буденного творчество Бабеля уже рассматривалось как одно из самых значительных явлений в современной литературе. «Бабель не был похож ни на кого из современников. Но прошел недолгий срок – современники начинают понемногу походить на Бабеля. Его влияние на литературу становится все более явным», – писал в 1927 литературный критик А.Лежнев.
  Попытки разглядеть в революции страсть и романтику обернулись для писателя душевной тоской. «Почему у меня непроходящая тоска? Потому, что (...) я на большой, непрекращающейся панихиде», – писал он в дневнике. Своего рода спасением стал для Бабеля фантастический, гиперболизированный мир Одесских рассказов. Действие рассказов этого цикла – Король, Как это делалось в Одессе, Отец, Любка Казак – происходит в почти мифологическом городе. Бабелевская Одесса населена персонажами, в которых, по словам писателя, есть «задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство жизни» (Одесса). Реальные одесские уголовники Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка и др. в воображении писателя превратились в художественно достоверные образы Бени Крика, Любки Казака, Фроима Грача. «Короля» одесского преступного мира Беню Крика Бабель изобразил защитником слабых, своеобразным Робином Гудом. Стилистика Одесских рассказов отличается лаконичностью, сжатостью языка и в то же время яркой образностью, метафоричностью. Требовательность Бабеля к себе была необычайна. Один только рассказ Любка Казак имел около тридцати серьезнейших редактур, над каждой из которых писатель работал несколько месяцев. Паустовский в своих воспоминаниях приводит слова Бабеля: «Стилем-с берем, стилем-с. Я готов написать рассказ о стирке белья, и он, может быть, будет звучать, как проза Юлия Цезаря».
  В литературном наследии Бабеля насчитывается около восьмидесяти рассказов, две пьесы – Закат (1927, впервые поставлена в 1927 режиссером В.Федоровым на сцене Бакинского рабочего театра) и Мария (1935, впервые поставлена в 1994 режиссером М.Левитиным на сцене Московского театра «Эрмитаж»), пять киносценариев, среди которых Блуждающие звезды (1926, по мотивам одноименного романа Шолом-Алейхема), публицистика.
  «Очень трудно писать на темы, интересующие меня, очень трудно, если хочешь быть честным», – писал он из Парижа в 1928. Пытаясь обезопасить себя, Бабель написал статью Ложь, предательство и смердяковщина (1937), прославляющую показательные процессы над «врагами народа». Вскоре после этого признался в частном письме: «Очень плохо живется: и душевно, и физически – не с чем показаться к хорошим людям». Трагедия героев Одесских рассказов воплотилась в новелле Фроим Грач (1933, опубл. в 1963 в США): заглавный персонаж пытается заключить «договор чести» с советской властью и погибает от рук чекистов.
  В последние годы жизни писатель обратился к теме творчества, которое осмысливал как лучшее, на что способен человек. Об этом написан один из его последних рассказов – притча о волшебной силе искусства Ди Грассо (1937).
  Бабель был арестован 15 мая 1939 и, обвиненный в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», расстрелян 27 января 1940.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Сборник "Воспоминания о Бабеле" (1989, 338 стр.; cост.: А. Н. Пирожкова, Н. Н. Юргенева) (html 1,3 mb; pdf 13,5 mb) – июнь 2003, апрель 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      В основе книги – сборник воспоминаний о И. Бабеле, вышедший в 1972 году в издательстве «Советский писатель» незначительным тиражом, а ныне переработанный и дополненный рядом новых материалов. Живые свидетельства современников позволяют полнее представить личность замечательного советского писателя, почувствовать его человеческое своеобразие, сложность и яркость его художественного мира.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Ф. Искандер. Могучее веселье Бабеля
    Лев Славин. Фермент долговечности
    Константин Паустовский. Рассказы о Бабеле
    Илья Эренбург. Бабель был поэтом...
    С. Гехт. У стены Страстного монастыря в летний день 1924 года
    Валентина Ходасевич. Каким я его видела
    О. Савич. Два устных рассказа Бабеля
    Ф. Левин. Первое впечатление
    Г. Мунблит. Из воспоминаний
    Сергей Бондарин. Прикосновение к человеку
    В. Финк. Я многим ему обязан
    М. Макотинский. Умение слушать
    Т. Иванова. Работать «по правилам искусства»
    Лев Никулин. Исаак Бабель
    A. Нюренберг. Встречи с Бабелем
    Кирилл Левин. Из давних встреч
    Т. Стах. Каким я помню Бабеля
    Михаил Зорин. Чистый лист бумаги
    Владимир Канторович. Бабель рассказывает о Бетале Калмыкове
    Леонид Утесов. Мы родились по соседству
    Виктор Шкловский. Человек со спокойным голосом
    Г. Марков. Урок мастера
    B. П. Полонский. Из дневника 1931 года
    Л. Боровой. Подарок
    M. H. Берков. Мы были знакомы с детства
    Савва Голованивский. Великий одессит
    Татьяна Тэсс. Встречи с Бабелем
    А. Н. Пирожкова. Годы, прошедшие рядом (1932-1939)
    «В трудах...» Из писем И. Э. Бабеля разных лет
    C. Поварцов. «Мир, видимый через человека». К творческой биографии И. Бабеля


    Сборник "Детство и другие рассказы" (1979, 408 стр.) (pdf 10 mb) – август 2021
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)

      Исаак Эммануилович Бабель (1894-1941?) – крупнейший представитель русско-еврейской литературы советского периода, мастер русской прозы, сохранившей прочные связи с еврейским культурным наследием и глубоко проникнутый еврейским самосознанием. Родился в Одессе, получил домашнее еврейское образование, окончил Одесское коммерческое училище и продолжал образование в Киевском институте финансов.
      В 1913 г. опубликовал свой первый рассказ. Основное место в творчестве Бабеля занимают короткие рассказы, большинство которых объединено в циклы «Конармия», «Одесские рассказы» и цикл автобиографических рассказов. Бабель писал также пьесы, киносценарии, очерки. Его произведения переведены на многие языки, анализу его творчества посвящена обширная научно-критическая литература.
      Бабель был арестован весной 1939 г. и, по-видимому, расстрелян в тюрьме. Официальная дата его кончины, 17 марта 1941 г., по имеющимся сведениям, недостоверна.
      Большинство представленных в этой книге произведений И. Бабеля печатается по текстам ранних публикаций, нередко появлявшихся в малодоступных журналах и газетах 20-х годов. Этим данный сборник отличается от предшествующих сборников избранных сочинений писателя (в частности, «Рассказы», 1936; «Избранное», М., 1957, перепечатано в Англии в 1965 и 1975-1977 гг.; «Избранное», М., 1966; «Избранное», Кемерово, 1966), которые воспроизводят тексты Бабеля либо с более поздней авторской правкой, либо с цензурными искажениями и купюрами.
      Некоторые из представленных в этом сборнике рассказов известны только по журнальным публикациям. Отдельные материалы (например, новый текст «Автобиографии», отрывки из дневника и проч.) публикуются по автографам, с которыми составитель познакомился в советских архивах.
      (Аннотация издательства)


    Ссылка:

    Страничка Исаака Бабеля в проекте Фатеха Вергасова

    Страничка создана 14 июня 2003.
    Последнее обновление 14 августа 2021.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768