Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Все́волод БЕНИГСЕН
(имя собств. Все́волод Ма́ркович Кушниро́вич)
(род. 1973)

  Все́волод Ма́ркович Кушниро́вич (род. 27 июля 1973, Москва), более известен под псевдонимом Все́волод Бе́нигсен – российский писатель и сценарист.
  Всеволод Бенигсен родился 27 июля 1973 года в классической московской интеллигентной семье. Его отец – Марк Кушнирович – киновед, кинокритик и один из создателей «Иллюзиона», кинотеатра, в котором сын, образно говоря, и провёл своё детство. Мать – Анна Родионова – актриса, сыграла одну из главных ролей в фильме Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!», затем снималась в фильмах «До свидания, мальчики!», «Дикая собака Динго». Вскоре становится известным сценаристом, драматургом, автором сценариев к таким фильмам, как «Короткое дыхание любви», «Институт бабушек», «Свадебное путешествие перед свадьбой», «Переходный возраст», «Карнавал», «Школьный вальс», «Кошка на радиаторе».
  Первые детские произведения Всеволода Бенигсена добродушно оценивали такие друзья семьи, как Сергей Юрский и Фазиль Искандер. Видимо, атмосфера семьи воспитала у Всеволода тягу к литературе, кинематографии. Посему в 1997 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. С 1990 по 1992 учился в ГИТИСе на актёрском.
  Его первый роман «ГенАцид» вошёл в списки соискателей нескольких литературных наград, автор стал лауреатом премии журнала «Знамя». Кроме того, в арсенале молодого автора книг появился фильм «Аварийное состояние», демонстрировавшийся в 2012 году в г. Сочи на российском фестивале «Кинотавр», состоящий из 4 новелл на актуальные социальные темы. Также Всеволод занимается музыкой, как он сам отмечает, что музыкой начал заниматься раньше, чем литературой. Сам пишет песни, сам исполняет. Появление книг В. Бенигсена на литературной карте современной России не осталось не замеченным ни критикой, ни читателями, которые разделились на два лагеря – «за» и «против». В сети существует много противоречивых отзывов о творчестве автора от резкой критики, до восхищения. Творчество Бенигсена обычно относят к социальной фантастике, антиутопии, хотя сам он подсказывает читателям, что работает в жанре социальной иронии с элементами фантастики.
  Роман «ГенАцид» – посвящён насильственному приобщению населения к литературному наследию. «Генацид» – это генеральная национальная идея. «Всем читать!» – приказывает власть. Приказ поступает в Большие Ущеры, забытую всеми деревню. Кампания проводится в рамках «Охраны литературного наследия России». Наследие должно быть, во-первых, по справедливости распределено. У каждого в руках оказывается текст, который он должен выучить наизусть – как если бы вдруг исчезли все напечатанные тексты. Во-вторых, проверять знание текстов будут милиционеры или местные чиновники.
  В романе «Раяд» речь идёт об абсолютно этнически чистом районе, где нет никаких гастарбайтеров, в школах только русские девочки, дворники говорят на литературном языке. Книга симптоматична для сегодняшней России. В Москве создан район, в котором живут только русские. В школы на обучение не принимают детей с нерусскими фамилиями. В поликлиниках их не лечат, «скорая помощь» к ним не приезжает. Никакой политкорректности: их попросту выгоняют. Тем нерусским людям, которые в этом районе уже жили, предлагают продать за бесценок квартиры и уехать.
  Роман «ВИТЧ» посвящён советским диссидентам, выселенным в отдельный город, отказывающиеся покидать его после распада СССР, потому что на воле их начинает «косить» вирус «витч» – синдром творческого бессилия.
  (Из проекта "LiveLib.ru")


    Роман "ВИТЧ" (2011, 379 стр.) (pdf 8,8 mb) – март 2024
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Всеволод Бенигсен – один из самых ярких писателей нового поколения, автор романов «ГенАцид» (лонг-листы премий «Русский Букер», «Большая Книга») и «Раяд» (шорт-лист премии «НОС»).
      Герой романа «ВИТЧ» журналист Максим Терещенко в конце девяностых возвращается в Россию после эмиграции и пытается «ухватить» изменчивую реальность современной России. Неожиданно ему поступает «заказ» – написать книгу о малоизвестных писателях-диссидентах семидесятых. Воодушевлённый возможностью рассказать о забытых ныне друзьях, герой рьяно берётся за дело. Но... все персонажи его будущей книги таинственно исчезли, словно и не существовали вовсе. Поиски их приводят к неожиданному результату...
      (Аннотация издательства)

      Фрагменты из книги:

      "Максим почесал левую ногу, встал и прошлёпал к столу. В сером стекле выключенного компьютерного монитора отразилось его усталое лицо. Максим с тоской подумал, что старость подкралась незаметно. В общей сложности она кралась пятьдесят пять лет. Фактически начиная с самого рождения. Можно даже сказать, не успел новорождённый Максим вследствие чувствительного шлепка акушерки издать свой первый крик, как старость начала своё поступательное движение. Сначала она пряталась за взрослением, потом за возмужанием, наконец скинула маску и показала своё истинное лицо. Максим был далёк от глупых эвфемизмов вроде «самый расцвет сил». После пятидесяти – это не зрелость, это начало старости, и нечего тут хорохориться.
      При этом Максим совершенно не ощущал своего возраста. Да и выглядел он лет на десять моложе (спасибо генам). Но организм всё чаще давал сбой, и, когда в пятьдесят три года шарахнул первый инфаркт, стало совсем не до смеха..."

    * * *

      "В те времена перестроечное телевидение обожало позиционировать себя как супердемократичное, поэтому по большому счёту оно довольно быстро превратилось в сточную канаву, где высказывались все: от полных маргиналов до брызжущих слюной фашистов (тогда демократию понимали именно так). Неудивительно, что Яшу тоже несколько раз приглашали на теледебаты. Надо сказать, что любых оппонентов давил он всей силой своего интеллекта, а если надо, не гнушался и мордобитием.
      – Но как же нет русских?! – изумлялся ведущий очередной программы с Яшиным участием.
      – Давайте сразу определимся, кто такие русские, – снисходительно отвечал Яша. – Просто некое сборище славянских племён. Где? На Дальнем Востоке? Или, может, на Урале? Или в Сибири? Но по Сибири не бродили славяне. Это чушь. Тем более если мы будем говорить о Киевской Руси. Где Киев и где Сибирь. Затем вспомним татаро-монгольское иго. Вы вообще себе представляете, что такое триста лет ига? Америка как государство ещё даже до трёхсот лет не дотянула. Это вот вы родились, прожили восемьдесят лет, а ваши дети, внуки, правнуки, праправнуки будут всё ещё жить под чьим-то игом. Если мерить поколения двадцатью годами, то это выйдет около пятнадцати поколений. И вот в течение этого срока сюда заходили, как к себе домой, какие-то татаро-монголы и, простите за грубость, имели проживающих на территории Руси баб. Добавьте к этому бесконечное количество смешанных браков. Где-то за восемь-девять веков. И что вы получите? Ивана Ивановича Иванова? Не смешите меня. А поверх огромное количество национальностей, которые живут в России. Вы посмотрите на Ельцина – он же почти раскосый. Скулы – во! Глаза – щелки! Или на Шукшина посмотрите. Это ж монголы вообще. Какие русские?!"

    * * *

      "Наступил 1983 год. К тому времени Брежнев уже умер, и его сменил бывший председатель КГБ Андропов. При новой власти всё пошло как бы веселей, но в том-то и дело, что как бы. С одной стороны, Советский Союз выступал в ООН с мирными инициативами, с другой – продолжал войну в Афганистане. С одной стороны, боролись с тунеядцами, с другой – подешевела водка. Тянули известного рок-музыканта в КГБ, чтобы он подписывал обязательство «никогда не исполнять, записывать и сочинять своих песен», и одновременно издавали пластинки с западными (то бишь идеологически вредными) группами. Давали Госпремию фильму «Остановился поезд» и тут же запрещали «Бориса Годунова» на Таганке. Классическая советская шизофрения, но со смутным ощущением перемен."

    Страничка создана 15 марта 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768