Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Йо́хан ХЁЙЗИНГА
(нидерл. Johan Huizinga)
(1872-1945)

  Йо́хан Хёйзинга (нидерл. Johan Huizinga; 1872-1945) – нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905–1915) и Лейденского (1915-1940) университетов.
  Хёйзинга родился 7 декабря 1872 года в Гронингене, в семье священника-меннонита. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю. В 1897 году защитил диссертацию, посвящённую образу видушаки в индийской драме. В 1905 году получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 года. Затем перешёл в Лейденский университет и оставался его профессором вплоть до 1942 года, когда немецкие оккупационные власти запретили ему преподавание за негативные отзывы о нацизме и антисемитизме.
  В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов учёный был арестован и заключён с августа по октябрь 1942 года в концлагерь, после чего ему было запрещено жить в Лейдене. Он скончался 1 февраля 1945 года близ города Арнема в доме своего коллеги по университету Рудольфа Клеверинги.
  Хёйзинга получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения. Наиболее известные произведения – «Осень Средневековья» (1919) и «Эразм» (1924). Впоследствии самым знаменитым сочинением Хёйзинги стал трактат Homo Ludens («Человек играющий», 1938).
  (Из проекта "LiveLib.ru")


    Книга "Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах" (1988, 558 стр. / Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова) (pdf 52,7 mb) – ноябрь 2023
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Возникновение нового – не этого ли наш дух более всего ищет в минувшем! Нам хочется знать, как зародились и расцвели те новые идеи и формы жизненного уклада, сияние которых впоследствии достигло своего полного блеска. Иными словами, мы рассматриваем некий период времени прежде всего как скрытое обещание того, что исполнится в будущем. Сколь ревностно выискивали мы в средневековой цивилизации ростки современной культуры! Столь ревностно, что порою казалось, будто история духовной жизни Средневековья представляла собой не более, чем преддверие Ренессанса. И действительно, во времена, слывшие некогда закостенелыми, мёртвыми, новое повсюду уже пускало побеги, и всё словно бы устремлялось к будущему совершенству. Однако в поисках новой, ещё только возникающей жизни мы легко забывали, что в истории, так же как и в природе, умирание и зарождение извечно следуют друг за другом. Старые формы культуры умирают в то же самое время и на той же почве, где новое находит пищу для роста.
      Здесь делается попытка увидеть в XIV-XV вв. не возвещение Ренессанса, но завершение Средневековья; попытка увидеть средневековую культуру в её последней жизненной фазе, как дерево, плоды которого полностью завершили своё развитие, налились соком и уже перезрели. Зарастание живого ядра мысли рассудочными одеревенелыми формами, высыхание и отвердение богатой культуры – вот чему посвящены эти страницы. Мой взгляд, когда я писал эту книгу, устремлялся как бы в глубины вечернего неба, но было оно кроваво-красным, тяжёлым, пустынным, в угрожающих свинцовых прогалах и отсвечивало медным, фальшивым блеском...
      (Из предисловия автора)


    Сборник "Homo ludens. В тени завтрашнего дня" (1992, 464 стр. / Пер. с нидерл. и прим. В. В. Ошиса) (pdf 37,8 mb) – октябрь 2023
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      В сборник включены две работы выдающегося мыслителя XX столетия нидерландского историка культуры Йохана Хёйзинги (1872-1945). Прежде всего это давно признанный классическим труд «Хомо луденс» («Человек играющий») – о сущности и значении игры как источника культуры. Хёйзинга помещает в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию и военное искусство культурных эпох прошлого. Трактат «В тени завтрашнего дня» развивает идею нравственного как основного фактора, поддерживающего необходимое для подлинной культуры равновесие игрового и неигрового начал.
      (Аннотация издательства)

    Страничка создана 9 октября 2023.
    Последнее обновление 1 ноября 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768