Сигизмунд Доминикович
КРЖИЖАНОВСКИЙ
(пол. Zygmunt Krzyżanowski)
(1887-1950)
Сигизму́нд Домини́кович Кржижано́вский (пол. Zygmunt Krzyżanowski; 11 февраля 1887, Киев – 28 декабря 1950, Москва, СССР) – советский писатель и драматург, философ, историк и теоретик театра. Писал на русском языке, главным образом «в стол». Бо́льшая часть его творческого наследия была опубликована лишь в 1990-е годы.
Сигизмунд Кржижановский родился 11 февраля (30 января) 1887 года в окрестностях Киева в семье выходцев из Польши Доминика Александровича и Фабианы Станиславовны Кржижановских. После выхода на пенсию главы семейства семья поселилась на окраине Киева.
Юношество писателя прошло в Четвёртой гимназии Киева - той же, где учился, например, Александр Вертинский. После окончания гимназии в 1907 Кржижановский поступает на юридический факультет Киевского университета, параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете. В годы учёбы в университете печатаются его стихи и путевые очерки о путешествии по Италии, Австрии, Франции, Германии.
После окончания университета в 1913 Кржижановский служит помощником присяжного поверенного, однако в 1918 бросает юридическую практику и в течение трёх последующих лет читает лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном институте им. Н. Лысенко и Еврейской студии Киева.
Дальнейшее развитие литературное творчество Кржижановского получило в конце 1910-х – середине 1920-х, когда в журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра» печатаются два его произведения (рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва», 1925).
Приехав в 1922 в Москву, преподавает в студии Камерного театра и в дальнейшем работает в нём. В Камерном театре в декабре 1923 состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского – «Человек, который был Четвергом» (подзаголовок: «по схеме Честертона», драматическая переработка его одноимённого романа).
В середине 20-х годов писатель активно участвует в деятельности Государственной академии художественных наук.
Быстро став известным в московских театральных кругах, Кржижановский регулярно проводит публичные чтения своих новелл, очерков по драматургии и психологии сцены. Однако, несмотря на известность, ему редко удаётся напечатать свои произведения, что вынуждает его зарабатывать себе на жизнь различной внелитературной работой: в 1925-31 он служит контрольным редактором в издательстве «Энциклопедия», пишет сценарии рекламных роликов, выступает как киносценарист («Праздник Святого Йоргена» (1929, режиссёр Яков Протазанов, в титрах не указан), «Новый Гулливер» (1933, в титрах не указан)) и автор либретто оперы, создав инсценировку «Евгения Онегина» на музыку Сергея Проковьева (1936). Надо отметить, что в 1938 году Кржижановским также написано либретто оперы Кабалевского «Кола Брюньон», а во время войны – либретто оперы «Суворов» на музыку Сергея Василенко (премьера в 1942).
Работа над оперой по роману Пушкина привела к продолжительному «пушкинскому» периоду в творчестве Кржижановского, результатом которого стали несколько теоретических работ по теории литературы (например, «Искусство эпиграфа (Пушкин)», наброски «Словаря эпиграфов»). В середине 30-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос «шекспировский» период творчества, во время которого написано множество статей и очерков о творчестве английского драматурга. В период 20-х – 40-х годов публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «Советское искусство», журналах «Литературный критик», «Интернациональная литература» (для которого, в частности, было написано несколько статей о Бернарде Шоу) и других.
Основная литературная деятельность протекала в 1920-1930-е годы, когда Кржижановским написана бо́льшая часть своих прозаических произведений. Среди них – 5 повестей и 6 книг новелл. Кроме того, в 1925 году написаны уже упоминавшаяся повесть в очерках «Штемпель: Москва» и ряд очерков.
Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объём своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей (например, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, однако вскоре была всё же отклонена издательством) и несколько раз, также безуспешно, предпринимал попытки поставить свои пьесы.
Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчеркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершённые произведения, подчинённые определённой внутренней идее.
В 1939 Кржижановского принимают в Союз писателей, что, однако, не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений.
С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве военного времени и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы.
Умер писатель в Москве 28 декабря 1950 года, где находится его могила – неизвестно.
Широкая публикация текстов Кржижановского началась только с 1989 года.
(Из библиотеки "Флибуста")
Произведения:
Собрание сочинений. Т. 1. "Чужая тема" (2001, 687 стр.) (pdf 14 mb) – июнь 2024
– копия из библиотеки "Maxima Library"
Эта книга открывает первое собрание сочинений Сигизмунда Кржижановского (1887–1950) – писателя, театрального деятеля, литературного критика, чья уникальная философская проза, практически не публиковавшаяся при жизни автора, в последнее десятилетие становится наконец доступна читателям, переводится на основные европейские языки и постепенно занимает своё заслуженное место литературе XX века.
Том под заглавием «Чужая тема» включает всю дошедшую до нас художественную прозу С. Д. Кржижановского, созданную в 1918–1925 гг., в том числе два авторских сборника новелл – «Сказки для вундеркиндов» и «Чужая тема», – впервые публикуемые полностью и в композиционном соответствии с замыслом писателя.
(Аннотация издательства)
Содержание:
Вадим Перельмутер. После катастрофы ... 5
Сказки для вундеркиндов
Сбежавшие пальцы ... 73
Чуть-чути ... 83
Квадрат Пегаса ... 93
История пророка ... 103
Якоби и «Якобы» ... 107
Катастрофа ... 123
Проигранный игрок ... 133
Жизнеописание одной мысли ... 139
Грайи ... 147
Спиноза и паук ... 161
Чётки ... 164
Поэтому ... 176
Фу Ни ... 194
Путешествие тени ... 198
Старик и море ... 200
Итанесиэс ... 203
Пни ... 206
«Некто» ... 210
Мухослон ... 218
«Страница истории» ... 221
Проданные слёзы ... 224
Ветряная мельница ... 233
Голова с поклоном ... 235
Жан-Мари-Филибер-Блез-Луи де Ку ... 236
Полспасиба ... 240
Прикованный Прометеем ... 242
Кунц и Шиллер ... 247
Бог умер ... 255
Страна нетов ... 265
Странствующее «Странно»
Странствующее «Странно» ... 279
Чужая тема
Чужая тема ... 347
Разговор двух разговоров ... 385
Швы ... 397
В зрачке ... 427
Собиратель щелей ... 463
Боковая ветка ... 485
Очерки
Штемпель: Москва (13 писем в провинцию) ... 511
2000 (К вопросу о переименовании улиц) ... 550
Коллекция секунд ... 559
Московские вывески ... 567
Комментарии ... 586
Сборник "Возвращение Мюнхгаузена" (doc-rar 380 kb) – январь 2004
– OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)
Содержание:
В. Перельмутер. Когда не хватает воздуха
ПОВЕСТИ. НОВЕЛЛЫ
Автобиография трупа
Возвращение Мюнхгаузена
Странствующее «странно»
Клуб убийц букв
Книжная закладка
Материалы к биографии Горгиса Катафалаки
Воспоминания о будущем
ВОСПОМИНАНИЯ О КРЖИЖАНОВСКОМ
А. Бовшек. Глазами друга (Материалы к биографии Сигизмунда Доминиковича Кржижановского)
А. Арго. Альбатрос
Я. Mолевa. Легенда о Зигмунте Первом
Н. Семпер. Человек из Небытия. Воспоминания о С. Д. Кржижановском. 1942-1949.
Примечания В. Перельмутера
Страничка создана 9 января 2004.
Последнее обновление 9 июня 2024.