Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Семён Израилевич ЛИПКИН
(1911-2003)

  ЛИПКИН, СЕМЁН ИЗРАИЛЕВИЧ (1911-2003), русский поэт, прозаик, переводчик, мемуарист.
  Родился 6 (19) сентября 1911 в Одессе в семье кустаря-закройщика. С 1929 жил в Москве, тогда же без особого успеха выступил со стихами, по его позднейшему признанию, «лишенными самостоятельности», «написанными под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского».
  С начала 1930-х годов, освоив персидский язык, занимается переводами, параллельно учась в Московском инженерно-экономическом институте (окончил в 1937). В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на юге России, что нашло отражение как в его стихах (В бинокле, Правый берег, оба 1942, и др.), так и в прозе (кн. очерков Сталинградский корабль, 1943). В 1956 опубликовал подборку стихов в «Новом мире» А.Т.Твардовского, изредка выступал в альманахах (в т.ч. «День поэзии», 1969; «Метрополь», 1979), издал сб. Очевидец: Стихотворения разных лет (1967). Тонкое чувство природы, изящная образность («К сердцу дождик прижал молчаливо /Потемневшую воду залива» – В экипаже, 1941), аура тонкого настроения сменяются в поэзии Липкина серьезной, информативной событийностью (поэмы Техник-интендант, 1963, написанная свободным стихом, – об отступлении летом 1942 в составе кавалерийской дивизии; Литературное воспоминание, 1974, – о посещении в компании друга юности, Э.Г.Багрицкого, дачи наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова), историко-литературными реминисценциями (стихотворение Молдавский язык, 1962, где звуки романской речи вызывают в воображении поэта сначала древнеримских каторжан, ссылавшихся в молдаванские степи, затем «нового Овидия», О.Э.Мандельштама), политическими инвективами (поэма Нестор и Сария, 1962, – об убийстве политического и государственного деятеля Абхазии Н.А.Лакобы его сподвижником Л.П.Берией), размышлениями о собственной судьбе (Вячеславу. Жизнь переделкинская, 1982, – о «диссидентском» повороте судьбы Липкина: в 1980 вместе с женой, поэтессой И.Л.Лиснянской, он в знак протеста против разносной критики «Метрополя» вышел из СП СССР) и о возможности и обязанности поэта смягчить жестокость нашего мира («Дамы внимают советнику Гете, / Оптики он объясняет основы, / Не замечая в тускнеющем свете, / Что уже камеры смерти готовы», – стихотворение В часе ходьбы от Веймара, 1985).
  Целый пласт стихов Липкина опирается на мощный и разноязычный культурный фундамент, живо отзываясь при этом на острые и необычные явления в мире (стихотворения Моисей, 1967; Союз, 1968, – о южнокитайском племени «И»; Годовщина армянского горя, 1972), особенно выделяя проблему национального самосознания и межнациональных взаимоотношений (цикл поэм под общим названием Вождь и племя: Туман в горах (1953) – «кавказская быль» о чеченце, скрывшемся от депортации; Тбилиси в апреле 1956 (1958) – о массовом побоище, вызванном национальным противостоянием; Поездка в Ясную Поляну (1952) – о лично пережитом эпизоде национального унижения). Эта «больная» для Липкина тема делает поэта обостренно чутким ко всем проявления национального ущемления – будь то трагедия сожженных гитлеровцами евреев (стихотворение Зола, 1967), депортированных калмыцкого (поэма Техник-интендант) или малого кавказского («летописная повесть» Декада, 1980, опубл. в 1981 в США, в 1989 в СССР) народов. Поэт проводит четкую грань между «прекрасным» национальным самосознанием культуры и «отвратительным» национальным самосознанием крови.
  Подобное восприятие национального многоцветия мира закономерно для Липкина, творческое лицо которого с наибольшей силой проявилось в переводах с языков народов бывшего СССР. Ему принадлежат хрестоматийные переводы эпосов – калмыцкого Джангар (1940), киргизского Манас (1941) и героической повести Манас Великодушный (1947), кабардинского Нарты (1951), поэм Лейли и Меджнун (1943) и Семь планет (1948) А.Навои, Сказание о Бахраме Чубине (1952) и Шахнаме (1955) А. Фирдоуси, Гуль и Навруз (1959) Лутфи, произведений Мирмухсина, М.Турсун-заде, Г.Тукая, Х.Алимджана, Айбека и др.
  Как прозаик Липкин выступил с психологическими, более или менее автобиографичными повестями Записки жильца (1962–1976; опубл. в 1992), с мемуарной прозой (воспоминания об А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштаме, Э.Г.Багрицком, Н.А.Клюеве, П.Н.Васильеве и др.; кн. Жизнь и судьба Василия Гроссмана, 1984, опубл. в 1990; первонач. опубл. в США, 1986, под назв. Сталинград Василия Гроссмана).
  Автор повестей для детей по мотивам народных сказаний Приключения богатыря Шовшура (1947) и Царевна из Города Тьмы (1961).
  Семён Липкин скончался 1 апреля 2003 года.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Семён Липкин, Анна Берзер. Книга "Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Прощание" (1990, 275 стр.) (html 1,5 mb; pdf 3 mb) – апрель 2003, июль 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Под одним переплётом соединены две книги воспоминаний. О сложной писательской судьбе и светлой человеческой личности Василия Гроссмана рассказывают знавшие его не одно десятилетие близкий его друг, поэт и переводчик Семён Липкин и редактор «Нового мира» А. С. Берзер. Её воспоминания дополнены публикацией ценных документов эпохи, стенограмм обсуждения романа Гроссмана.
      Богатство подлинных свидетельств эпохи, взволнованная человечная интонация мемуаров привлекут внимание самых широких кругов читателей.
      (Аннотация издательства)


    Повесть "Записки жильца" (1962-76) (html 516 kb) – март 2002
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

    * * *

    Сборник прозы "Квадрига" (1997, 640 стр.) (pdf 20,4 mb) – июль 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      В книгу известного поэта и прозаика Семёна Липкина вошли повесть «Записки жильца», основанная на автобиографическом материале, и воспоминания о современниках – Ахматовой, Мандельштаме, Твардовском, Шенгели, Лиснянской и др.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Проза
    Записки жильца. Повесть ... 7

    Мемуары
    Пушкинская улица ... 231
    Карьера Затычкина ... 276
    В Овражном переулке и на Тверском бульваре ... 310
    Вечер Шенгели ... 338
    Угль, пылающий огнём ... 374
    У Волошина в тридцатом ... 399
    Вечер и день с Цветаевой ... 404
    Несколько страничек о Заболоцком ... 415
    Кипарис доски ... 423
    Вторая дорога ... 429
    Бухарин, Сталин и «Манас» ... 442
    Дни нашей жизни ... 487
    Беседы с Ахматовой ... 497
    Сила совести ... 506
    Жизнь и судьба Василия Гроссмана ... 513


    Роман "Декада" (1983, 188 стр.) (pdf 11,7 mb) – сентябрь 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      Первый роман автора "Декада", в котором он сформулировал кредо своего творчества: "Национальное самосознание прекрасно, когда оно самоосознание культуры, и отвратительно, когда оно самоосознание крови".
      (Аннотация издательства)

    * * *

      "Так появился в киргизском городке Мурад Кучиев. Он остановился у Мусаиба. Военком города Фрунзе предписал ему жить в Канте, обещал помочь получить жильё, устроиться на работу. Городские подростки, юноши и девушки, толпились возле Мурада, всем хотелось увидеть героя Советского Союза – тавлара. Вечером пришли старшие: долговязый, постоянно чем-то озабоченный Акбашев, – борзая, потерявшая хозяина, низкорослый, не унывающий Амирханов с блаженной улыбкой на лице, Темир, немногословный, подтянутый в своей чекистской форме, их жёны и другие семьи тавларов. Амирханов, благодаря которому было раздобыто мясо, закуска, водка, по праву стал тамадой пира. Он ликовал: во всём Канте был только один депутат Верховного Совета СССР, только один герой советского союза, и оба они – тавлары, высланные, а тавлары, и не какие-нибудь, а из Катарского района, где он был секретарём, воспитывал людей!
      Это ликование придало Амирханову силы сообщить и тяжкие вести: погиб кузнец Исмаил, отец Мурада, упал в пропасть, когда людей погнали из Куруша, скончалась в дороге Айша, мать Мурада. В подробности Амирханов не вдавался: не мог же он сказать, что Айша находилась в скотском вагоне, что поезд шёл в Казахстан более трёх месяцев, что людей не кормили, что начались повальные болезни, а сам он, и Темир, и их семьи совершали свой изгнаннический путь в купейном вагоне, а Мусаиб и Акбашев даже в мягком, и голода они не знали. Пал на фронте смертью храбрых и дядя Мурада, муж Фатимы. Тут Амирханов получил возможность перейти к менее горестным известиям: тётка Мурада и её дети живы, их поселили в Казахстане, Фатима, по слухам, работает звеньевой в колхозе. И Темир обнадёжил: можно будет договориться, с кем следует, дадут Мураду разрешение поехать в соседний Казахстан, свидеться с родственниками".
      (Фрагмент)


    Книга "Сталинград Василия Гроссмана" (1983, 188 стр.) (pdf 4,3 mb) – сентябрь 2022
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      Василий Гроссман (1905-1964) стал известен в литературных кругах после опубликования рассказа "В городе Бердичеве", отмеченного Максимом Горьким. Во время войны, работая военным корреспондентом, он вместе с Советской армией прошёл весь путь от отступления до окончательной победы. Сенсация, произведённая его романом "За правое дело" (первоначальное название "Сталинград" ), опубликованном в "Новом мире" в 1952 г., вскоре сменилась организованной травлей. В 1960 г. была арестована рукопись романа "Жизнь и судьба", который по широте охвата сравнивают с "Войной и миром" Л. Толстого, а по силе обличения с произведениями Солженицына. Карьера писателя была закончена, имя его всё реже появлялось на страницах печати. Роман долгое врем я считался навсегда утраченным. Однако, одна копия "выжила". Роман был издан в 1980 г. в Швейцарии.
      Книга Липкина – это тёплые воспоминания о близком и дорогом друге, это документ времени с портретами его достойных и недостойных представителей, это печальный рассказ очевидца ещё одной трагической судьбы.
      (Аннотация издательства)


    Драматическая повесть "Картины и голоса" (1983-84) (html 649 kb) – август 2002

    "Странички автобиографии" (1989) (html 20 kb) – август 2002

    Владимир Максимов. Эссе "Путь вверх" (1986) (html 10 kb) – август 2002

    Страничка создана 28 августа 2002.
    Последнее обновление 19 сентября 2022.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768