Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ
(1922–1987)

  ПАПАНОВ, АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1922-1987) – русский артист.
  Родился в г. Вязьма 31 октября 1922. Ушёл из ГИТИСа добровольцем на фронт. Был ранен. Ученик Михаила Тарханова. Был принят в труппу МХАТ, но вместе со своим курсом уехал в Клайпеду для организации нового русского драматического театра. Начинал актёрский путь с маленьких острохарактерных ролей.
  С 1949 работал в Театре сатиры. Лучшие роли первых лет в театре: Шафер на свадьбе в Клопе В. Маяковского (режиссёр В. Плучек и С. Юткевич), Боксёр в спектакле Дамоклов меч Н. Хикмета (режиссёр В. Плучек) и др.
  С 1961 начал сниматься в кино в характерных ролях: Крохалев (Человек ниоткуда), Урядник (Казаки), Администратор парка (Человек идёт за солнцем), Поэт (Бей, барабан), Таксист (Зелёный огонёк), Аникеев (Иду на грозу) и др. В этот период снялся в двух главных ролях, ставших поворотными в его творчестве: Николай Васильевич в фильме Приходите завтра и Ионыч в фильме В городе С (по рассказу А. П. Чехова Ионыч). После этих ролей Папанов становится популярным артистом кино. Продолжая сниматься в комедийных ролях (Кутайцев в фильме Дайте жалобную книгу, Сокол в фильме Берегись автомобиля), в 1964 Папанов снялся в роли генерала Серпилина в киноленте Живые и мёртвые по К. Симонову. Звёздное исполнение сложнейшего психологического образа выводит его в первый ряд ведущих артистов советского кино. То же самое происходит и в театре. Он начинает играть лучшие роли русского классического репертуара в постановках Валентина Плучека: Городничий в Ревизоре Н. Гоголя, Фамусов в Горе от ума А. Грибоедова, Гаев в Вишнёвом саде А. Чехова.
  Огромную популярность у аудитории всех возрастов принёс ему мультсериал Ну, погоди, где любимый герой Волк в течение десятилетий говорил голосом Анатолия Папанова.
  В 1966 Папанов получил звание народного артиста РСФСР, в 1973 – народного артиста СССР.
  Последнюю свою роль он сыграл в фильме Холодное лето пятьдесят третьего, за которую посмертно в 1989 был награждён Государственной премией СССР.
  (Из проекта "Кругосвет")


    Сборник "Четыре музы Анатолия Папанова" (1994, 238 стр. / сост. Александр Кравцов) (pdf 35,7 mb) – июнь 2020
      (OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США);
      обработка: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль))

      Книга "Четыре музы Анатолия Папанова" заставит читателя смеяться и плакать, как это делал артист в лучших своих ролях на экране и на сцене. Старанием и талантом составителя этого сборника писателя и режиссёра Александра Кравцова книгу прочтут как живое повествование о сложном, многогранном характере, о личности, способной притягивать к себе и товарищей по искусству, и писателей, и учёных, и архипастырей церкви, и детей.
      Воспоминаниями о жизни и творчестве Анатолия Дмитриевича делятся его жена и близкий друг, актриса Московского театра сатиры Надежда Каратаева, известные режиссёры Г. Товстоногов, В. Плучек и Э. Рязанов, замечательные актёры В. Васильева, Н. Сазонова, Н. Архипова, Е. Весник, Е. Лебедев, Ю. Яковлев, К. Лавров, А. Ширвиндт, писатели К. Симонов, В. Астафьев, В. Мережко.
      На страницах книги А. Папанов мечтает, спорит, любит, гневается и неповторимо, как умел только он, шутит и разыгрывает своих друзей.
      (Аннотация издательства)

    * * *

      Анатолий Папанов – редкостный актёр. В нём органически сочетались корневые черты народного характера и тонкая интеллигентность, яркая гротескная комедийность и трагическая глубина достижений раненой души человека, лиричность и романтика. Он был актёром для всех возрастов и всех социальных групп. Всенародным потрясением стала его неожиданная смерть в короткие часы заезда в Москву между гастрольными спектаклями в Прибалтике и съёмками последнего фильма под Петрозаводском.
      Книга «Четыре музы Анатолия Папанова» вызовет у читателя смех и слёзы, как это делал артист в лучших своих ролях на экране и на сцене. Её прочтут как роман, как живое повествование о сложном, многогранном характере, о личности, способной притягивать к себе и товарищей по искусству, и писателей, и учёных, и архипастырей православной церкви, и детей, чудесным образом узнававших на улицах «дядю Волка» из мультипликационного сериала «Ну, погоди!».
      Портрет Анатолия Дмитриевича мы – его друзья, близкие, коллеги по искусству – писали коллективно. Вместе с выдающимся театральным режиссёром Валентином Плучеком, замечательными актёрами Верой Васильевой, Ниной Сазоновой, Ниной Архиповой, Георгием Менглетом, Евгением Лебедевым, Юрием Яковлевым, Кириллом Лавровым, Александром Ширвиндтом, женой и ближайшим другом А. Д. Папанова актрисой Московского театра сатиры Надеждой Каратаевой, известным драматургом Виктором Мережко, кинорежиссёрами Эльдаром Рязановым, Леонидом Пчёлкиным, Александром Прошкиным, писателями Константином Симоновым и Виктором Астафьевым портрет великого актёра писали и безвестные зрители, обращавшиеся к Папанову с душевной исповедью.
      В живых диалогах, эпизодах из жизни, зарисовках с репетиций и съёмочных площадок Папанов мечтает, спорит, сомневается, ошибается, обижается, любит и гневается и неповторимо, как умел только он, шутит, разыгрывает, утешает слабых.
      Недавно ушедший из жизни видный учёный-театровед профессор Н. И. Эльяш был одним из первых читателей рукописи. Закрыв последнюю страницу, он сказал: «С этой книгой в дом любого из нас войдёт добрый и обаятельный друг. А этого нам всем нынче так не хватает»...
      Обопритесь на большую и тёплую руку Анатолия Дмитриевича Папанова, читатель, – и в добрый путь!
      (От составителя)

    Содержание:

    От составителя 6
    Юрий Рыбаков. И вошел в легенду... 6
    Марта Липецкая. Начиналась жизнь прямо с бури 16
    Валентин Плучек. «Вечности заложник...» 42
    Надежда Каратаева. Постоянство 53
    Вера Васильева. Восхождение 60
    Евгений Весник. Ровесники 70
    Владимир Андреев. «Смотрите, как играет Папанов!» 74
    Юрий Яковлев. Четыре роли новичка в кино 82
    Кирилл Лавров. В памяти – светло 85
    Александр Кравцов. В «обойме» 89
    Нина Сазонова. Две биографии – одна судьба 100
    Эльдар Рязанов. Тернии и лавры кино 105
    Вячеслав Котёночкин. Феномен в истории мультфильма 110
    Анатолий Волков. Бриллианты для голоса и руки 113
    Леонид Пчёлкин. Мы жили рядом 119
    Виктор Мережко. Три встречи 124
    Пётр Глебов. «С вами едет Папанов!» 130
    Александр Ширвиндт. В споре с мемориалом 132
    Рудольф Фурманов. Нет, никогда он зависти не знал! 137
    Валерий Золотухин. «Поклонись ему от нас...» 142
    Михаил Новохижин. Образ жизни – творчество 148
    Сергей Кокорин. Неоплатный долг 151
    Вадим Орловецкий. В театре его песни 154
    Александр Прошкин. Последнее лето восемьдесят седьмого 160
    Юрий Тюрин. Последняя роль 166
    Евгений Лебедев. Две жизни актера 171
    Георгий Товстоногов. Незаменимый 174

    ...О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ. Письма, статьи, интервью А. Д. Папанова

    Письмо к дочери 178
    Четыре музы, а ты – один... 181
    Есть художники в каждой профессии 184
    Уроки творчества 194
    Из предисловия к книге 196
    Смех – признак здоровья 198
    Мир 203
    «Лучше пешком!» 205

    МОСКВА... ПАПАНОВУ

    От Константина Симонова 212
    От Виктора Астафьева 213
    От Архимандрита Гавриила 213
    От зрителей 214
    Эпилог. Виктор Астафьев – Надежде Каратаевой-Папановой 226

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Театральный репертуар 230
    Фильмография 233


    Елена Папанова. Воспоминания "Хочу рассказать... Книга об отце" (2009, 384 стр.) (pdf 18 mb) – май 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком скромным, закрытым. Больше всего на свете он любил свою семью, свою профессию, свой Театр Сатиры, где прослужил без малого 40 лет. И «свою» Москву – Усачёвку, Лужники, – где, гуляя, заучивал роли.
      Елена Папанова, актриса Театра им. Ермоловой, рассказывает в этой книге об отце, о его родителях, о том, как он воевал, о своём детстве и юности, о людях, с которыми он дружил. И среди них – младший коллега по театру и партнёр по фильмам Андрей Миронов, которому посвящена отдельная глава.
      Это откровенная и добрая книга с милыми сердцу подробностями жизни и быта послевоенной Москвы с её коммуналками и их нравами, с тихими и уютными переулками. Предисловие к книге написал художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Предисловие 5
    Пролог. Яблоки на снегу 8
    Усачёвка 11
    Нина 39
    ГИТИС 49
    Дом на Саввинской набережной. Мама 59
    Клайпеда 79
    И снова Москва 95
    Общежитие 105
    Моё детство 117
    Театр Сатиры 133
    Гастроли, поездки 163
    Дача 199
    Новая квартира 217
    Наша семья... До 247
    ...И после 281
    Опять ГИТИС 295
    Андрюша 311
    Счастливые встречи 339
    Эпилог 361
    Размышления А. Д. Папанова об искусстве, о театре, о кино 362
    Роли и награды 370

      Фрагменты из книги:

      "Отец вспоминал: «Помню и первый бой, и первую атаку, и бой, в котором убили моею друга – Алика Рафаевича. Алик до войны учился на операторском факультете ВГИКа. Жили мы в Москве недалеко друг от друга, но не были знакомы. Познакомились, а потом и подружились, только на фронте».<...>
      А в начале 1942 года, в одном из боёв на Юго-Западном фронте, рядом с молодым солдатом Папановым разорвалась бомба. Один осколок угодил в ногу. Это было под Харьковом. Ранение было тяжёлым. Он попал в госпиталь, который находился в городе Буйнакске, под Махачкалой. В госпитале пролежал около полугода, перенёс несколько операций, в результате два пальца на ноге были ампутированы. Он получил инвалидность. Но даже там, в госпитале, мысли о театре, об искусстве будоражили его юношеский ум и помогали бороться с недугами. В одном из последних интервью отец вспоминает: «А с каким нетерпением мы в госпитале ждали выступления артистов! Искусство вселяло в нас веру в Победу, дарило, пусть минутное, душевное успокоение, залечивало раны."

    * * *

      "Евгений Павлович Весник вспоминал ещё о таком забавном эпизоде [в Париже]: «Задержавшись на концерте в театре «Олимпия», нанимаем такси. Толя не сводит глаз с кепки водителя, клетчатой, с помпоном.
      Папанов (тихонько): – Видал кепочку? Мне б такую! Жертва капитализма, а одет получше нас с тобой и кепочка – ай! Ну где такую достанешь! Буржуй с помпончиком!
      Приехали, расплачиваемся.
      Водитель (на чисто русском языке): – Пожалуйста, получите сдачу. А такую кепочку можете завтра купить на улице Риволи, 18. Всех благ!
      Такси уехало. Папанов был ошарашен ответом!»"

    * * *

      "Съёмки картины проходили в Карелии, и папе приходилось всё время ездить туда из Вильнюса. В одну из поездок он заехал в Москву. Какие-то проблемы, по-моему, с общежитием, были у его студентов, и их нужно было уладить. Вечером отец пришёл домой. В Москве была жара. Около дома он встретил одного из жильцов, который сообщил, что в доме отключена горячая вода, на что папа сказал: «Ну что же! Придётся мыться холодной». В ванной случился сердечный приступ, который закончился трагедией. Ещё через день в Риге должен был состояться спектакль «Вишнёвый сад». Папанова нет. Паника. Звонят домой. Никто не отвечает. Я в отпуске на даче, муж на работе, приезжает на дачу только вечером. Тогда актриса Нина Николаевна Архипова звонит к себе домой, её зять едет к нам на дачу. Ночь. Муж берёт у меня ключи от квартиры родителей, срывается в Москву, но попасть в квартиру не может, так как дверь закрыта изнутри на задвижку. Тогда Юра с балкона соседей перелезает на наш балкон. Это тринадцатый этаж. Разбивает окно, залезает в квартиру и обнаруживает труп отца в ванной комнате. Звонит в Ригу – в это время театр переехал на гастроли в Ригу – и сообщает маме о трагедии. С мамой истерика. Она рассказывает мне, что после известия о смерти она не помнит, что с ней было. Актёры, которые присутствовали у неё в номере, свидетельствовали, что она в полном смысле слова билась головой о стену комнаты, причитая: «Этого не может быть!»"

    Страничка создана 11 июня 2020.
    Последнее обновление 21 мая 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768