|
Роман Валерьевич СЕНЧИН
(род. 1971)
Роман Валерьевич Сенчин (род. 2 декабря 1971 года, Кызыл, Тувинской АССР) – российский прозаик, литературный критик, вокалист групп «Гаражная мелодика» и «Свободные радикалы».
Родился в семье служащих в Кызыле Тувинской АССР. После окончания школы обучался в Ленинграде, проходил действительную военную службу в Карелии.
В 1993 году из-за обострившихся в республике межнациональных отношений семья Сенчиных покидает Кызыл и переселяется в Красноярский край, где начинает заниматься фермерским хозяйством.
В начале 1990-х Роман Сенчин попеременно живёт в Абакане и Минусинске, где работает монтажником сцены в Минусинском драмтеатре, дворником, грузчиком. В 1995-1996 годах в местных изданиях появляются первые рассказы Сенчина. Первые публикации в Москве – в журнале «Наш современник».
В 1996-2001 годах учится в Литературном институте (семинар Александра Рекемчука), становится постоянным автором «Октября», «Дружбы народов», «Нового мира», «Знамени», позже автором «Урала», «Авроры» и других журналов. По окончании Литературного института ведёт там семинар прозы (2001-2003), остаётся в Москве.
Автор романов «Минус», «Нубук», «Елтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло», «Изобилие».
В 2009 году роман «Елтышевы» входит в шорт-листы литературных премий «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», получает много критических отзывов. В 2011 году роман «Елтышевы» вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».
В 2012 году получает Премию правительства РФ, а в 2015 году за роман «Зона затопления» – третью премию «Большая книга».
В начале 2017 года из Москвы переезжает в Екатеринбург, обосновывая это тем, что «время, когда писатели стремились в Москву, прошло».
В 2019 году роман «Дождь в Париже» входит в шорт-лист премии «Большая книга».
(Из проекта "Википедия")
Роман "Елтышевы" (2009, 320 стр.) (html 2,4 mb; doc-zip 311 kb; pdf 7 mb) – октябрь 2019, май 2023
копия из "Журнального зала", "Дружба Народов" №№3-4, 2009 и OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)
«Елтышевы» – семейный эпос Романа Сенчина.
Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, – это мир современной российской деревни. Нет, не той деревни, куда принято ездить на уик-энд из больших мегаполисов – пожарить шашлыки и попеть под караоке. А самой настоящей деревни, древней, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Деревни, где лишний рот страшнее болезни и за вязанку дров зимой можно поплатиться жизнью.
Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать. И осуждать их за это может только тот, кто сам прошёл путь возвращения: от успеха и денег – к нищете и страху, от сытости – к голоду и холоду…
Сенчин жесток и не жалеет никого – но в этой жестокости кроется очищение. После «Елтышевых» не так-то просто будет сказать привычное «люблю». Это слово для вас изменится на вкус…
(Аннотация издательства)
* * *
"Для начала приведу выдержку из аннотации к роману:
Это – приговор нашей современности, вынесенный ею же. Искусный и беспощадный. И тем не менее, мощно олицетворяющий глубину русской души, которая вопреки всем тяготам современности, остаётся духовно сильной и не сломленной.
Написать это мог только человек вообще не открывавший роман. Какая, к чертям, духовно сильная и несломленная русская душа? Это не про Елтышевых. Единственная книга на моей памяти, в которой все (все!) герои постепенно деградируют до состояния животных. Бескомпромиссная, тяжёлая и острая, как топор палача, русская драматическая проза. Последнюю главу читал через силу, будто продираясь сквозь колючую проволоку, но не мог остановиться. Спойлера не будет, читайте сами. Почему поставил 4? Да потому, что после прочтения, до двух часов ночи уснуть не мог, всё какая-то жуть в голову лезла про жизнь-судьбу-покаяние-любовь-смерть. Пришлось в качестве противоядия принять две страницы Марининой, отпустило. Читайте хорошие книги, не тратьте времени на ерунду. "Елтышевых" – читайте. Всем добра!"
(Рецензия читателя из интернета)
Сборник "Счастливый случай: реальные истории из жизни современных писателей" (2016, 448 стр.) (pdf 8,6 mb) – апрель 2024
– OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)
Серия «Перемены к лучшему» – это сборники жизнеутверждающих историй из жизни современных писателей.
В первой книге серии «Как я изменил свою жизнь к лучшему» собраны реальные истории преодоления трудностей твёрдостью воли, силой характера. Во втором сборнике любимые писатели – Виктория Токарева, Александр Снегирёв, Владимир Вишневский, Ирина Муравьёва, Татьяна Веденская, Сергей Литвинов и другие – повествуют о своей удаче, о счастливом случае, изменившем их жизнь.
Все авторы и создатели этой книги желают вам чудес и нежданных подарков судьбы!
(Аннотация издательства)
Содержание:
Татьяна Веденская. Сияющие аметисты ... 7
Владимир Вишневский. Как мы с папой друг друга спасали ... 27
Александр Мелихов. Инцидент ... 33
Дмитрий Иванов. Попугай ... 53
Георгий Данелия. Перст судьбы ... 61
Елена Нестерина. Множечко везения ... 71
Александр Снегирёв. Очередь ... 87
Елена Крюкова. Дворянское собрание ... 97
Борис Шапиро-Тулин
Сон в руку ... 119
Марсианин ... 123
Ирина Муравьёва. Поклон тебе, Шура ... 133
Юрий Буйда. Целую твои ножки белые ... 141
Екатерина Неволина. Причудливо тасуется колода ... 151
Роман Сенчин. Ветрянка ... 161
Валерий Бочков. Пять квартир на Фрунзенской набережной ... 175
Галина Лифшиц-Артемьева. Со-бытие ... 189
Виктория Токарева. Золотой ключик ... 203
Алексей Макушинский. Остерго ... 209
Анна Матвеева. Хотел ... 229
Наталья Калинина. Писательство ... 249
Борис Евсеев. Короткая надпись ... 281
Владимир Сотников. Совпадение ... 295
Антон Чиж. Красный, как жизнь ... 301
Елена Вернер. Мой старший брат Джим Хокинс ... 317
Сергей Литвинов. 27 ... 327
Лариса Райт. Мои университеты ... 359
Андрей Кузечкин. Without you near me ... 373
Улья Нова. Ищет хозяина ... 389
Александр Староверов. Эдем: туда и обратно ... 397
Ирина Щеглова
Переделка в Переделкино ... 413
Магия ... 421
Андрей Ромм. Мелочей не бывает ... 433
"Когда я прибыл на заставу, огромный, высоченный дровяник был полон чурками и уже наколотыми поленьями, но вот прошёл неполный год, и – почти пусто. А настоящая зима ещё не началась.
– Уголь надо завозить, – говорили парни, оглядывая завалы толстенных лесин неподалёку от циркулярки.
– Печи для дров приспособлены, – отвечал грустно прапорщик. – Начнём углём топить – испортим.
– Ну, на зиму-то хватит. А потом – весна. А осенью мы дембельнёмся.
Прапор усмехался:
– Вы-то дембельнётесь, а нам здесь... как до Китая раком... Так! – Он сбрасывал с себя тоску. – Сальников, заводи бульдозер, будем растаскивать эти баррикады. Не замерзать же, действительно...
Массового труда давно не было; там, сям копошился один, редко двое бойцов. Кто-то очищал от снежной каши плац, кто-то подшаманивал вечно ломающийся заставской «УАЗ» по прозвищу Череп, кто-то тащил в ведре жидкие помои свиньям.
Три свиньи были худющие, подпрыгивали, завидев человека, в своём загоне метра на полтора вверх, не хрюкали, а рычали. Были они очень похожи на псов. А псы передохли... Последний – Амур – упал прямо в наряде в начале ноября.
К нам приезжала целая комиссия, проверяла, что это случилось со служебными собаками. Подозревали, что мы их травим, морим голодом, пугали ответственностью, дисбатом, но потом пришли к выводу: собаки не выдержали нагрузок.
Теперь мы топтали фланги без собак.
– Мы, получается, крепче, – ворчали. – А не боятся, что мы так же?
– Я, когда в армию шёл, боялся дедовщины всякой или что куда-нибудь в горячую точку пошлют. Не думал вот так подыхать – постепенно и каждый день...
– Ну есть же наказание: сгнить в нарядах.
Да, силы иссякали. Почти не удавалось спать восемь часов без перерыва, – если не было наряда, то случалась сработка.
Сработка – это смысл существования любой заставы. Сработка – значит, что-то случилось, и нужно бросаться в оружейку за автоматом, хватать у дежурного магазины с боевыми патронами, заскакивать в кузов грузовика, в «уазик» и мчаться одним в заслон, другим к месту сработки. Искать нарушителя границы, ловить, встать на его пути...
На нашей заставе сработки происходили из-за лопнувшей от старости колючей проволоки на заборе, тянущемся вдоль КСП, какого-нибудь замыкания, перепада напряжения в блоках... Иногда забор пытались преодолеть лоси, медведи, росомахи, лисы... И тогда на табло в дежурном помещении зажигался номер участка, где произошла эта попытка (или замыкание, обрыв), а по помещениям, территории разливался выворачивающий душу вой сирены...
Раньше в любое время суток бежали за оружием, заскакивали в машины с удовольствием, чувствуя себя защитниками Родины. А теперь дежурный по заставе скорей убавлял громкость сирены и шёл в канцелярию докладывать дежурному офицеру. Дежурный офицер, матерясь и проклиная всё на свете, сам решал, отправлять ли и заслон и тревожную группу или достаточно только тревожной, которая проверит, что там случилось, починит систему, чтоб не сиренила..."
(Фрагмент рассказа Романа Сенчина "Ветрянка")
Страничка создана 8 октября 2019.
Последнее обновление 17 апреля 2024.
|