|
Ася ШАХТИНА
Д-р философии (UA) Ася Шахтина. Я родилась в Харькове. Окончила Харьковский юридический институт и аспирантуру Киевского университета.
В бытность доцентом Харьковского вуза, в силу производственной необходимости, писала – явно – работы по теории культуры и теории права, и тайно – стишки.
Оказавшись на вольных германских хлебах, стала умничать и пописывать эссе о предметах, любезных моему сердцу. Все эти «продукты» были публикуемы в научных и литературных изданиях Украины (например, научное издание «Язык и культура» Института филологии Киевского национального университета, Института языковедения НАН Украины, Института психологии АПН Украины – в 2004 и в 2007 гг.) и Израиля, а также в периодических газетах и журналах (большей частью русскоязычных) ФРГ.
Живу в Кёльне. Основным предметом исканий избрала феномены, никогда не повторяющиеся в истории человечества. Один уже нашла.
(От автора)
Произведения: (прислал автор)
Книга "Предчувствие зла в хрониках жизни и поэзии Ахматовой" (html 560 kb) – октябрь 2009
...Для «вычисления» зла необходимы два фактора: внешний – наличие в общественном сознании устоявшихся критериев добра и зла и внутренний – присутствие в душе отдельного человека умения и желания отличить одно от другого – в каких бы условиях он, человек, не находился. Отличать и, будучи не всегда властным над своими чувствами, оказываться властным хотя бы над своими поступками.
Зло привлекательно, ибо делание его не требует напряжения души, добра же требует. «Добро делать очень трудно; зло делать просто», – не раз повторяла Ахматова.
Зло иррационально, классифицировать его проявления – сиречь – тешить Дьявола. Но коль скоро оно существует, как феномен, то неизбежно находит отражение 1) в теологии; 2) в философской мысли, как категория этики; 3) а уж эстетическим попыткам проникновения в его сущность – несть числа. И многие художники действительно близко подошли к опасной черте этого знания.
Русская поэзия ХХ века пестрела обольщёнными и обольщавшими злом. Обольщённых жаль, да они и сами уже расправились с собой – кто пулей, кто петлёй, кто белой горячкой. Обольщавшие – не более чем воры, кравшие у читателя правильное представление о мире.
Анна Андреевна Ахматова огранила высочайшим поэтическим штилем своё видение мира дольнего, со всем его злом, обозначила в нём (мире) себя самоё, а также и злодеев. «В Ахматовой ум, способность к острой критической оценке и иронический юмор сосуществовали с представлением о мире, которое было не только драматичным, но иногда – провидческим и пророческим».
(Из пролога)
Очерк "Феномен места и пространства. Коктебель Волошина и Порт-Льигат Дали" (html 129 kb) – октябрь 2009
В истории культуры ХX века не найти двух других таких уникальных примеров взаимосвязи между художником и его жизненным и творческим пространством, как «союз» Максимилиана Волошина и Сальвадора Дали с их домами-студиями, созданными на противоположных берегах бассейна Средиземного моря в Коктебеле и Порт-Льигате.
Удивительное сходство биографий, культурно-исторического опыта (Средиземноморская культура); географического места жизни (бассейн Средиземного моря); предпочтения этого пространства всем иным территориям; влияния конкретно-климатической среды на их эстетику, мировоззрение, творчество; пристрастия к маскарадам, провокациям, мистификациям, игре, наконец, созданных ими уникальных духовных центров и привлекли интерес к попытке компаративного анализа такого феномена.
В основу исследования, кроме оригинальных текстов и научной библиографии, положен и опыт личного восприятия автором статьи архитектурных, дизайнерских особенностей домов-студий Волошина и Дали, свето-цветовых гамм и ландшафтов Крыма и Каталонии.
(Пролог)
Страничка создана 14 октября 2009.
|