Новинки
 
Ближайшие планы
 
Книжная полка
Русская проза
ГУЛаг и диссиденты
Биографии и ЖЗЛ
Публицистика
Серебряный век
Зарубежная проза
Воспоминания
Литературоведение
Люди искусства
Поэзия
Сатира и юмор
Драматургия
Подарочные издания
Для детей
XIX век
 
Статьи
По литературе
ГУЛаг
Эхо войны
Гражданская война
КГБ, ФСБ, Разведка
Разное
 
Периодика
 
Другая литература
 
 
Полезные проекты
 
Наши коллеги
 
О нас
 
 
Рассылка новостей
 
Обратная связь
 
Гостевая книга
 
Форум
 
 
Полезные программы
 
Вопросы и ответы
 
Предупреждение

Поиск по сайту


Сделать стартовой
Добавить в избранное




 

Юрий Николаевич Тынянов

(1894-1943)

      ТЫНЯНОВ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1894–1943), русский прозаик, литературовед, критик, переводчик. Родился 6 (18) октября 1894 в Режице Витебской губ. (ныне г.Резекне, Латвия) в семье врача. В 1904–1912 учился в Псковской гимназии, в 1912–1918 на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где занимался в пушкинском семинаре С.А.Венгерова и по окончании был оставлен для продолжения научной работы. В 1918 вступил в общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), познакомился с В.Б.Шкловским и Б.М.Эйхенбаумом, вместе с которыми впоследствии создал так называемый «формальный метод», определивший развитие отечественного и мирового литературоведения в 20 в. С 1921 в течение десяти лет читал лекции в Институте истории искусств, до 1924 совмещал преподавание со службой в Коминтерне (переводчиком) и в Госиздате (корректором). См. также СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.
      Первая опубликованная работа Тынянова – статья Достоевский и Гоголь (к теории пародии), написанная в 1919 и вышедшая в 1921 отдельным изданием в опоязовской серии Сборники по теории поэтического языка. В первой половине 1920-х годов Тынянов написал ряд работ о Пушкине (Архаисты и Пушкин, Пушкин и Тютчев, Мнимый Пушкин), где по-новому раскрыта историческая роль великого поэта, статьи о Ф.Тютчеве, Н.Некрасове, А.Блоке, В.Брюсове. В 1923 завершил свой главный теоретический труд – Проблема стиховой семантики, изданный в 1924 отдельной книгой под названием Проблема стихотворного языка, где исследованы принципиальные различия стиха и прозы, выявлена специфика «стихового слова». В статье Литературный факт (1924) предложен смелый ответ на вопрос «Что такое литература? («динамическая речевая конструкция»), показана диалектика взаимодействия «высоких» и «низких» жанров и стилей. В эти годы Тынянов выступал в периодике со статьями о современной литературе, создав такие непревзойденные шедевры критического искусства, как статьи Промежуток и Литературное сегодня (обе 1924).
      В 1924 получил от издательства «Кубуч» заказ на популярную брошюру о В.К.Кюхельбекере. Взявшись за эту работу, Тынянов неожиданно за короткий срок написал роман Кюхля, положивший начало его писательской судьбе. Воскрешая для современников полузабытого поэта-декабриста, используя при этом обширный фактический материал, Тынянов достиг эмоциональной достоверности благодаря интуитивным догадкам. «Где кончается документ, там я начинаю», – так позднее определил он свой способ художественного проникновения в историю в статье для сборника Как мы пишем (1930).
      В 1927 Тынянов закончил роман об А.С.Грибоедове Смерть Вазир-Мухтара – произведение, в котором художественные принципы автора, его взгляд на историю и современность отразились с наибольшей полнотой. В романе развернуто художественное сравнение «века нынешнего» с «веком минувшим», раскрыта вечная ситуация «горя от ума», в которую неизбежно попадает в России мыслящий человек. Власти видят в Грибоедове опасного вольнодумца, прогрессисты – благополучного дипломата в «позлащенном мундире». Эта драматическая ситуация, безусловно, проецировалась на судьбу самого Тынянова и его единомышленников: разочарование в революционных идеалах, распад опоязовского научного круга и невозможность дальнейшего продолжения коллективной научной работы в условиях идеологического контроля. В 1927 Тынянов писал Шкловскому: «Горе от ума у нас уже имеется. Смею это сказать о нас, о трех-четырех людях. Не хватает только кавычек, и в них все дело. Я, кажется, обойдусь без кавычек и поеду прямо в Персию».
      Композиция и синтаксис Смерти Вазир-Мухтара отчетливо «кинематографичны»: здесь несомненную роль сыграла работа Тынянова как теоретика кино (ряд статей 1926–1927) и как киносценариста (сценарии фильма Шинель по Гоголю, фильма о декабристах С.В.Д., в соавторстве с Ю.Г.Оксманом). С кинематографом был связан и замысел рассказа Подпоручик Киже (1927), первоначально задуманного как сценарий немого кинофильма (экранизация рассказа осуществлена в 1934). Анекдотическая фабула гротескно разработана Тыняновым как универсальная модель служебной карьеры в условиях российского политического быта. Выражение «подпоручик Киже» стало крылатым.
      Приобретя известность как прозаик, Тынянов продолжал теоретико-литературную работу. В статье О литературной эволюции (1927) наметил плодотворную методику изучения литературного и социального «рядов» в их взаимодействии. В 1928 выезжал в Германию для лечения, встречался в Праге с Р. О. Якобсоном, планируя с ним возобновление ОПОЯЗа, итогом разговора стали совместные тезисы Проблемы изучения литературы и языка. В 1929 вышел сборник статей Тынянова Архаисты и новаторы – результат его научной и критической работы за девять лет.
      Важной частью многогранной творческой работы Тынянова был художественный перевод. В 1927 вышел сборник Гейне Сатиры, в 1932 его же поэма Германия. Зимняя сказка в переводах Тынянова. В этих книгах раскрылся несомненный поэтический талант Тынянова (явленный также в стихотворных экспромтах и эпиграммах, представленных, в частности, в рукописном альманахе Чукоккала).
      Кульминацией трагических раздумий Тынянова о русской истории стала повесть Восковая персона (1931), посвященная петровской эпохе. Мотив всеобщего предательства и доносительства, развернутый автором на материале 18 в., имеет определенное отношение и к эпохе создания повести. В рассказе Малолетний Витушишников (1933), где действует Николай I, иронически заострен мотив случайности, лежащей в основе крупных политических событий.
      В начале 1930-х годов Тынянов задумал большое художественное произведение о Пушкине, которое он сам определил как «эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта». Первая часть романа Пушкин (Детство) была опубликована в 1935, вторая (Лицей) – в 1936–1937. Над третьей частью (Юность) Тынянов работал уже очень больным – сначала в Ленинграде, потом в эвакуации в Перми. Повествование о судьбе Пушкина доведено до 1820. По мнению Шкловского, работа «оборвалась, вероятно, на первой трети». Несмотря на незавершенность романа, он воспринимается как целостное произведение, являясь составной частью трилогии о Кюхельбекере, Грибоедове и Пушкине. Духовное формирование Пушкина изображено Тыняновым в широком контексте, в соотнесении с судьбами многих других исторических и литературных деятелей. В юном Пушкине автор подчеркивает жизнелюбие, страстность, пылкое творческое вдохновение. Пафос романа созвучен блоковской формуле «веселое имя – Пушкин», и его оптимистический настрой отнюдь не был уступкой «требованиям эпохи»: при рассказе о дальнейшей судьбе героя, по-видимому, было не миновать трагических тонов.
      В эвакуации Тынянов написал два рассказа об Отечественной войне 1812 – Генерал Дорохов и Красная шапка. В 1943 был перевезен в Москву. Умер в Москве 20 декабря 1943.
      (Из энциклопедии "Кругосвет")

    Произведения:

    Биография Юрия Тынянова - 17 мая 2003 - прислал Александр Продан
    Роман "Смерть Вазир-Мухтара" в библиотеке Nexter
    Роман "Кюхля" (280 kb - rar) - 7 июня 2003 - прислал Александр Продан
    Книга "Пушкин" часть первая в библиотеке Nexter
    Книга "Пушкин" часть вторая в библиотеке Nexter
    Книга "Пушкин" часть третья в библиотеке Nexter
    Повесть "Восковая персона" (114 kb - rar) - 7 июня 2003 - прислал Александр Продан
    Рассказ "Подпоручик Киже" в библиотеке Nexter
    Рассказ "Гражданин Очер" (40 kb - doc) - 7 июня 2003 - прислал Александр Продан
    Рассказ "Малолетный Витушишников" (109 kb - doc) - 7 июня 2003 - прислал Александр Продан
    Книга "Пушкин и его современники" (1969) (451 kb - rar) - 17 мая 2003 - прислал Александр Продан
    Книга "Поэтика. История литературы. Кино" (698 kb - rar или HTML - в библиотеке Славы Янко) - 13 апреля 2004 - прислал Александр Продан
    Аркадий Белинков. Книга "Юрий Тынянов"

    "Из записных книжек" (1932-33) (30 kb - rar) - 16 января 2004 - прислал Александр Продан

      Хвостачи
      Читадинка
      На белой мызе
      «Ганнибалы». Вступление

    Глава из романа "Ганнибалы" (20 kb - rar) - 16 января 2004 - прислал Александр Продан
    Эссе "Как мы пишем" (12 kb - rar) - 17 января 2004 - прислал Александр Продан

    "Воспоминания о Юрии Тынянове. Портреты и встречи" (1983) (285 kb - rar) - 17 мая 2003 - прислал Александр Продан

      Виктор Шкловский. Город нашей юности
      В. Каверин. Друг юности и всей жизни
      Н. В. Яковлев. Далекие годы
      Г. Винокур. Несколько слов памяти Ю. Н. Тынянова
      Е. М. Иссерлин. Школа творчества
      В. Г. Голицына. Наш институт, наши учителя
      А. Федоров. Фрагменты воспоминаний
      Лев Успенский. Абсолютный вкус
      Тамара Хмельницкая. Емкость слова
      Корней Чуковский. Первый роман
      Лидия Гинзбург. Тынянов-ученый
      А. Островский. У истоков «Библиотеки поэта»
      Ираклий Андроников. Возле Тынянова
      А. Гацерелиа. Встречи в Тбилиси
      В. М. Эйхенбаум. Творчество Ю. Тынянова
      Б. Томашевский. Дарование литературоведа
      Н. Степанов. Замыслы и планы
      П. Г. Антокольский. Знание и вымысел
      Н. Харджиев. О том, как Пушкин встретился с Эдгаром По
      Григорий Козинцев. Тынянов в кино
      С. Эйзенштейн. Непосланное письмо Тынянову
      Э. Шуб. Из книги «Крупным планом»
      Н. В. Байкова. Из дневника и писем
      Н. Чуковский. Разговоры с Тыняновым
      Леонид Рахманов. Старый любительский снимок
      И. Эренбург. Книги-события
      Конст. Федин. Виртуозный мастер

    Ссылка:

    Аркадий Блюмбаум. Статья "Конструкция мнимости: К поэтике "Восковой персоны" Ю. Тынянова" в журнале "НЛО" 2001, № 47

    Страничка создана 17 мая 2003.
    Последнее обновление 21 июня 2004.

Rambler's Top100
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005.
MSIECP 800x600, 1024x768