Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Михаил Александрович УЛЬЯНОВ
(1927-2007)

  УЛЬЯНОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1927-2007), русский актёр. Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1966) и Государственной премий СССР (1983). Родился 20 ноября 1927 в сибирском городке Тара на Иртыше, в четырехстах километрах от Омска. Отец, председатель колхоза, в 1941 ушёл на фронт.
  В 1942 в городе появилась труппа украинских артистов из Театра им. Зеньковецкой, режиссер которой Е.П.Просветов организовал театральную студию. Ульянов стал студийцем. В 1944 уехал в Омск продолжить актёрскую учебу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса Омской студии, отправился в Москву и в 1946 поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1950 – актер Театра им. Евг. Вахтангова.
  Первый сезон для Ульянова начался с вводов в массовые сцены и эпизоды. Пробой сил, проверкой актерской индивидуальности стала сыгранная в 1951 роль С. М. Кирова (Крепость на Волге). Опыт и мастерство приходили с такими работами, как бригадир Баркан (Государственный советник), Артем (Макар Дубрава), Яков (Егор Булычев и другие) и др. Ульянов учился, играя рядом с М. Астанговым, Р. Симоновым, Н. Гриценко и другими прославленными артистами Вахтанговского театра. В 1952 исполнил роль моряка Кости Белоуса (Город на заре А. Арбузова), в которой открылся ульяновский дар глубоко и страстно выражать чувства, которыми живут его современники. Настоящий успех пришел к его Сергею Серегину (Иркутская история А. Арбузова, 1959). Его герой вызывал симпатии прямым и решительным характером, за внешней простотой которого угадывалась душевность и дар обостренного чувства чужой боли. Виктор, которого играл Ульянов в Варшавской истории Л. Зорина (1967), казался человеком из современной уличной толпы, из тех, кто удержался в жизни, но потерял себя, не сумев отстоять своего счастья.
  В 1970-е годы Ульянов создал сценическую галерею исторических личностей – Антоний (Антоний и Клеопатра У. Шекспира, 1971), Ричард III (Ричард III У. Шекспира, 1976), Степан Разин (Я пришёл дать вам волю В. Шукшина, 1979) и Ленин (Человек с ружьём Н. Погодина) и др. Ульянову доступны сдержаный, страстный лиризм и трагическая напряженность, сочный народный юмор и глубокий, скрытый драматизм. Среди многих театральных ролей 1980-х годов самой близкой ему по духу стала роль Едигея (И дольше века длится день Ч. Айтматова, 1984).
  С 1953 Ульянов снимается в кино. Фильмы с его участием – Добровольцы, Простая история, Битва в пути, Братья Карамазовы, Освобождение, Частная жизнь, Без свидетелей, Ворошиловский стрелок и др. Роль маршала Жукова Ульянов сыграл в двенадцати фильмах, Ленина – в шести. Высшим достижением актера в кино стал Егор Трубников (Председатель, 1963).
  Среди актерских работ на телевидении самой крупной и художественно значительной стала роль Тевье (Тевье-молочник Шолом-Алейхема).
  Актерская деятельность Ульянова в течение многих лет связана с активной общественной деятельностью. В 1985 он избирался делегатом перестроечного XVII съезда КПСС. В 1987 был избран художественным руководителем Театра им. Евг.Вахтангова. В 1986-1997 был председателем Союза театральных деятелей СССР.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Книга "Возвращаясь к самому себе" (1996, 142 стр.) (html 900 kb; pdf 720 kb) – январь 2004, сентябрь 2020
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"

      Надо полагать, что пик мой творческий – позади. Началось новое время, а я – человек того, прошедшего... И даже попал в критикуемые и виноватые за то, что прожил жизнь такую, какая у меня сложилась.
      Какая же? Попробую понять себя и понять время, в котором я довольно активно работал и напряженно жил.
      (От автора)

      Фрагменты из книги:

      "...Конечно, театр – не осколок, не зеркало жизни... Все-таки не зеркало. В буквальном смысле слова он не отражает действительности. Может быть, с большим правом его следует уподобить системе кривых зеркал, по-своему отражающих жизнь? Потому что он может показать то, чего нет на самом деле. Вернее, есть, конечно же есть, только по каким-то причинам сегодня, скажем так, это не отчетливо видно... В наши дни иной раз думаешь, что ни верности, ни любви, ни здравого смысла нет, есть только беспощадность, жестокость, животные инстинкты и больше ничего. Так вот театр в ответ на такие сомнения кричит: «Нет! Нет! Нет! Посмотрите внимательнее, есть и другое – только надо это видеть. Есть верность, только надо в это верить. Есть и любовь, только надо полюбить». Поэтому театр сегодня – это спасательный круг общества..."

    * * *

      "...Культура... Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и так далее... Я знаю очень много начитанных людей, но таких мерзавцев, не приведи Господи. И напротив, сколько встретил я, особенно когда снимался в фильме «Председатель», в деревне темных старух – благороднейших, человечнейших, интеллигентнейших, если вложить в это слово то понятие, что человек думает прежде всего не о себе, а о стоящих рядом, о других. В них был и такт, и добро, хотя жизнь у них всех сложилась сумасшедше тяжелая. Особенно после войны, когда в колхозах все было разрушено, разграблено, сожжено.
      Говоря «культура», я имею в виду культуру не начитанности, не наслышанности музыкой, не «навиданности» изобразительным искусством – это все лишь часть культуры, если можно так выразиться, ее надстройка, а собственно культура, база ее – это уменье жить, не мешая другим, это уменье приносить пользу, не требуя за то златых венков. Это уменье свою жизнь прожить разумно, не наказав никого, не испортив никому жизнь, – вот что такое, мне кажется, культура, личностная основа культуры. И, наверное, еще подчинение традициям, законам, вере.
      А вот когда ничему не подчиняются, ничему не верят, никого не любят, то при этом и прочитанная тонна книг, и сотни увиденных спектаклей и прослушанных концертов не дадут человеку не то что культуры, простой цивилизованности. Он такой же бандит, разрушитель, как и тот, что берет в руки топор и разит, убивает из-за каких-то там модных штанов, куртки, денег. Культура прежде всего воспитывает не манеру поведения, а манеру жизни, манеру воспринимать мир как целое, в котором твое «я» – лишь часть. Но эта малая часть, это твое «я» – единица значимая и ответственная, не безразличная ни для тебя самого, ни для всего общества в целом. Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства. Без этого чувства распадаются в обществе межличностные связи, и само общество превращается в толпу – безответственный, готовый на все сброд..."


    Книга "Работаю актёром" (1987, 398 стр.) (pdf 10,6 mb) – сентябрь 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      В книге рассказано о детстве и театральной юности народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда М. А. Ульянова. В ней даны портреты его учителей и партнеров, воссозданы спектакли и роли, а также подробно рассматривается работа актера в кино, на радио и на телевидении.
      (Аннотация издательства)

    * * *

      С таким трудом наконец-то получено право на самостоятельную режиссёрскую работу. Позади долгие и мучительные месяцы выбора пьесы. Остановились на пьесе, написанной по роману американского прогрессивного писателя Джона Херси «Скупщик детей». Больше чем полгода идут серьёзные и упорные репетиции. Ищем взаимоотношения, ищем характеры, ищем внутренние конфликты. Спорим, находим решения сцен. Потом выясняется, что эти решения неверные. Снова ищем. Актёры работают серьёзно и с интересом.
      И вот собираем все сцены в акт. Акт первый, акт второй... Первый прогон... И ничего не получается. Длинно, скучно, бесцельно. Голова кругом. По спине течёт холодный пот. Что же делать? И снова начинаем перебирать все сценки и переходы, начинаем сокращать, видя явные длинноты. Опять собираем всё вместе. И опять ничего не получается.
      Проклятая профессия – театр. Кажется, всё предусмотрел, обо всём подумал, а спектакль начинает диктовать свои законы, которые только сейчас выявились. И ты бессилен, пока не поймёшь эти законы.
      А где же весь твой опыт, где твои годы труда и затрат?.. Ничего это не стоит перед не поддающейся твоим усилиям загадкой – сценой. Такое бывает и с режиссёром и с актёром. Тупик. Растерянность.
      Да, уж действительно, проклятая профессия.
      (От автора)


    Ссылка:

    Сайт, посвящённый творчеству Михаила Ульянова

    Страничка создана 14 января 2004.
    Последнее обновление 29 сентября 2020.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2022.
MSIECP 800x600, 1024x768