Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Илья Григорьевич ЗЕМЦОВ
(англ. Ilya Zemtsov)
(род. 1938)

  Илья́ Григо́рьевич Земцо́в (Ilya Zemtsov; род. 1938) – советский, израильский и американский историк, социолог и политолог, доктор философских наук (1971), иностранный член Российской академии наук (2011).
  Родился в 1938 г. в Баку (Азербайджанская ССР). Окончил Бакинский технологический институт и работал там же. Член Советской социологической ассоциации.
  Кандидат философских наук (1967), тема диссертации «Проблема нравственного идеала личности в марксистской этике». В 1971 году защитил докторскую диссертацию «Социальные механизмы мотивации поведения личности (критический анализ буржуазных теорий)».
  Заведующий кафедрой философии Ярославского медицинского института. С 1971 г. – заведующий сектором информации ЦК Компартии Азербайджана, работал с Г. А. Алиевым.
  В 1973 году эмигрировал в Израиль. Работал директором Иерусалимского института изучения современного общества. В течение многих лет был советником премьер-министра Израиля, руководил каналом связи – Особое управление (Центр), через который осуществлялись контакты между правительствами Израиля и СССР (обмен научной информацией, сотрудничество по борьбе с терроризмом и др.).
  После переезда в США – доктор философских наук и доктор политических наук Гарвардского университета и почётный доктор Института Европы РАН.
  22 декабря 2011 г. избран иностранным членом Российской академии наук по Отделению историко-филологических наук, специализация – «история».
  Автор 20 монографий, в их числе биографии Ю. Андропова, К. Черненко и М. Горбачёва (1985–1987); «Борьба за власть в Кремле» (в 3 томах, 1988 г.); «Грани перестройки» (1989); «История советской социологии» (1999); «Крах эпохи» (в 2 томах, 2000); «Лица и маски» (2009); «Советский язык как энциклопедия советской жизни» (издана в США и России, в 2010 г. получила Национальную премию США) и др.
  (Из проекта "Википедия")


    Произведения:

    Книга "Партия или мафия? Разворованная республика" (1976, 124 стр.) (pdf 2,6 mb) – август 2024
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      Этот рассказ – не документальная повесть, а повествовательные документы. События изложены в том виде, в котором они были известны автору, и основаны на документах, к которым он по характеру своей работы имел доступ.
      «История – это история ленинизма, история осуществления великих ленинских идей...»
      (Из выступления Г. Алиева на пленуме ЦК КП Азербайджана) – газета «Бакинский рабочий» 6 августа 1969 года.
      13 февраля 1970 года жительница Кировобада Рубаба Гусейнова – 42 года, образование начальное, разведённая, трое детей – облила себя керосином и подожгла. 13 лет жила в подвале, 19 раз просила в горисполкоме квартиру, 20-й отказ не перенесла. В записке, оставленной покойницей, прочли: «Теперь дадут!».
      «В книге отзывов музея имени Ленина в Баку участились хулиганские записи, – сообщал в ЦК КП Азербайджана директор музея Багиров... – 4 мая 1972 года неизвестный написал: «Смердящему покойнику – ничто! – отгрохали 5-этажный особняк, а люди живут в бараках. Приезжайте, посмотрите – в Завокзальном районе».
      (Предисловие)

      Свидетельство Ильи Земцова отличается от предыдущих тем, что исходит оно от человека, принадлежавшего той системе, которую он ныне описывает и критикует. Положение «придворного социолога» при первом секретаре ЦК Компартии Азербайджана позволило И. Земцову собрать материал, тщательно скрываемый советскими властями, и изнутри раскрыть болезнь коррупции, которая всё глубже и шире разъедает советское государство.
      (Аннотация издательства)


    Книга "Советский политический язык" (1985, 431 стр.) (doc-rar 267 kb; pdf 10,3 mb) – сентябрь 2005, август 2024
      – OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль) и копия из библиотеки "ImWerden"

      "Советский язык – явление уникальное. Его нельзя сводить ни к политическому слою русского языка, ни к одной из разновидностей бюрократического лексикона, хотя исторически он, несомненно, возник на основе последнего. Целиком национализированный государством, советский язык насаждается и культивируется коммунистами как универсальный заменитель русского языка. Он постепенно проникает во все сферы духовной деятельности человека – литературу, искусство, науку. Семантика этого языка отражает не социальную реальность, а идейное мифотворчество; она выявляет не объективные общественные процессы и явления, а коммунистическое мировоззрение в его наложении на действительность.
      Советский политический язык однозначен. Но, деля мир на полярные субстанции добра и зла, он в то же время и двусмыслен. Эта двусмысленность – следствие двойственности советской социальной системы: социалистической формы, обращённой к внешнему миру, и тоталитарной сущности, направленной к собственным народам. Слова и выражения советского языка, действующие на уровне бессознательной психики, превращаются в сжатые пружины политического манипулирования: с их помощью в человека вгоняются заряды идеологической энергии. Реальность проектируется по законам вымысла: рабство объявляется свободой, ложь – истиной, война – миром и т. д.
      Советский политический язык основывается на двух основных компонентах: фикциях, которые коммунистическая философия провозглашает реальностью, и реалиях, представляемых в вице фикций. Отсюда – два различных (но не противоположных) пласта в советском языке. Во-первых, слова-явления, опирающиеся пусть на искажаемые, но существующие факты и процессы советской действительности ("встречный план", "доска почёта", "колхоз", "очковтирательство", "анонимное письмо" и т. п.). Во-вторых, слова-фикции, передающие понятия, лишённые всякого социального смысла ("авангард", "боевитость", "внутрипартийная демократия", "дружба народов", "горизонты", "идейность" и пр.)..."
      (Из предисловия)

      Фрагмент из книги:

      МНЕНИЯ – тайные инструкции, негласные распоряжения партийных руководителей, не апеллирующие к закону и не опирающиеся на идеологию.

      СССР – вероисповедное государство; любое общественное явление или социальное решение обязательно должно сверяться с вероучением Ленина. И если действительность не вмещается в ленинские императивы, они произвольно расширяются и дополняются. Сложнее манипулировать идеями, когда действия властей вступают в прямое противоречие с теоретическим наследием Ленина. Тогда на помощь приходят намёки и недомолвки, именуемые "мнением". Они позволяют толковать и объяснять (а если необходимо – оправдывать) любые политические действия, подсказанные потребностями момента без того, чтобы вступить в открытое противоречие с принципами "научного" коммунизма.
      Важнейший из таких принципов – "интернационализм", давно вычеркнутый из реальной советской политики и сохранившийся лишь в виде реквизита торжественных заседаний. Все это знают, но законодательно утвердить, юридически обосновать воинствующий национализм партократия не решается и осуществляет его явочным порядком – с помощью М. Например, официальных инструкций о процентных нормах в Советском Союзе нет – они опять-таки заменяются М. (глубокомысленно закамуфлированными сентенциями об опасности сионизма, об усилении бдительности и т. п.), устанавливающими ограничения для евреев. Эти ограничения дифференцированы для каждого конкретного учреждения и случая. Для центрального аппарата КГБ, МИД, прокуратуры, министерства внешней торговли предлагается универсальное правило – евреев не брать. Для всех прочих национальностей (кроме славянских) действует М., рекомендующее соблюдать "пропорциональное представительство".
      М. спускаются вышестоящими инстанциями (секретариатом ЦК, Политбюро) в нижестоящие в форме устных замечаний и намёков. Их специфика – в недоговорённости, что предполагает и даже допускает возможность гибких, альтернативных решений – на это, видимо, и рассчитаны М.
      Единственный критерий реализации М. – "классовое чутьё", "партийная совесть" (суды не принимают к производству дела по обжалованию М.). Случается, что М. противоречат друг другу. Например, одна партийная установка приветствует и поощряет приглашение на работу в Москву какого-то количества специалистов с периферии (нужно подчеркнуть общесоюзный характер столицы); другая, стремясь сохранить русский облик города, всячески противится разбавлению столицы жителями национальных республик. Не находя возможным решить вопрос о "национальной квоте" Москвы на основе разумного компромисса, его решают за счёт евреев – здесь предложение всегда превышает спрос. М. сводится к тому, что евреи – так утверждается в негласных партийных распоряжениях – представляют основную опасность для исконно русской самобытности. Кроме того, всегда существует опасность обвинения – ещё одно М.! – в забвении ленинских принципов.
      М. регулируют все стороны советской жизни – в том числе и те, куда не дотягиваются советские законы: поведение за границей, семейные отношения, нравы, вкусы (считается, что вредно общаться с иностранцами, предосудительно носить узкие брюки, неразумно отращивать бороду и т. д.).
      О М. в Советском Союзе говорят вполголоса, многозначительно, подобострастно и с оттенком загадочности, наделяя их (часто не без амбиции) мистическим смыслом.

      ПРИМЕРЫ:

      "Высказываемые в письмах мнения, предложения и положения находят отражение в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в выступлениях руководителей партии и правительства". ("Коммунист", 1980, №17, с. 23.).

      "Дураки те, кто полагает, будто ... выражение: есть мнение подразумевает: "руководство решило так". Нет, мнение существует до руководства и помимо него, оно неуловимо, оно рождается как бы само собой, оно рассыпано в воздухе, оно есть!". (В. Кормер. Крот истории. 1979, с. 13.).

      "...Корытов намекнул, что Там есть мнение..." (А. Зиновьев. Светлое будущее – 1978, с. 224.).

    Страничка создана 18 сентября 2005.
    Последнее обновление 12 августа 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768