Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Василий Павлович АКСЁНОВ
(1932-2009)

  АКСЁНОВ, ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ (1932-2009) – советский русский писатель.
  Родился 20 августа 1932 в Казани в семье партийного работника. Родители были репрессированы, и до 16 лет Аксёнов воспитывался в детском доме, затем у тёти. Жил в Магадане, где находилась на поселении его мать, Евгения Гинзбург, автор книги Крутой маршрут. В 1956 Аксёнов окончил Ленинградский медицинский институт, работал врачом.
  Печататься начал в 1959, известность приобрел после публикации в журнале «Юность» повести Коллеги (1960), по которой вскоре был снят кинофильм Коллеги. Написанные в начале 1960-х повести Звёздный билет (1961), Апельсины из Марокко (1963), рассказы Местный хулиган Абрамашвили (1963), Товарищ красивый Фуражкин (1963), Жаль, что вас не было с нами (1965) и др. сделали Аксёнова ярким представителем литературного направления, обозначенного критикой как «молодежная проза».
  В повестях и рассказах 1960-х Аксёнов не только создавал новый тип героя, свободного от каких-либо догм, но и пробовал разнообразные повествовательные формы. Это позволило ему воплотить в своих произведениях многообразие мира, представить разные взгляды на изображаемые события. Наиболее характерна в этом смысле повесть Апельсины из Марокко, все главы которой написаны от лица разных рассказчиков.
  В повести Затоваренная бочкотара (1968) герои, названные с присущей Аксёнову необычностью (старик Моченкин дед Иван, учительница по географии всей планеты Ирина Валентиновна Селезнёва, моряк Шустиков Глеб и др.), подчеркнуто деидеологизированы, как и сюжет произведения. Героев объединяет любовь к «главному персонажу» повести – затоваренной бочкотаре, которую все они любят и уважают, как живое существо. Не случайно им снится общий сон о том, как «в далеких морях на луговом острове ждет Бочкотару в росной траве Хороший Человек, веселый и спокойный». «Производитель чудес» фокусник Павел Дуров, герой повести Поиски жанра (1972), тоже путешествует с лишенной бытовой полезности целью: он хочет понять, кому и для чего необходимы его фокусы, нужны ли вообще чудеса современным людям.
  В 1972 Аксёнов совместно с Д. Горчаковым и Г. Поженяном написал пародию на шпионский боевик Джин Грин – неприкасаемый. Имя вымышленного прозаика, которому она была приписана, – Гривадий Горпожакс – являлось анаграммой имен и фамилий реальных авторов. В 1976 Аксёнов перевел с английского роман Э. Л. Доктороу Рэгтайм.
  Главный герой романа Ожог (1975) как бы состоит из пяти персонажей, объединенных общим отчеством. С этим связана сложная композиция романа: каждый эпизод описывается несколько раз – как происходящий с разными «составляющими» героя. В романе воплотились основные повествовательные приемы Аксенова: замысловатый сюжет, необычность ситуаций и имен (Аристарх Куницер, Геннадия Малькольмов, Самсон Саблер, Пантелея Пантелея и др.). Критики называли Ожог лирическим произведением, своеобразным плачем писателя по ушедшей молодости. Лирическое, романтическое начало определяет и тональность романа Остров Крым (1979). В основе сюжета лежит вымышленное стечение обстоятельств, вследствие которого Крым после революции не был завоеван Красной Армией, где развивается капитализм по-русски: с мощной экономикой, свободой слова и демократией. Несмотря на это, главным героем романа, журналистом Лучниковым, овладевает идея Общей Судьбы с Россией, осуществление которой приводит к приходу в Крым советских войск.
  В 1979 Аксёнов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха «Метрополь». В том же году вышел из Союза писателей СССР. В июле 1980 он временно выехал в США, где узнал о том, что его с женой лишили советского гражданства. Аксенов поселился в Вашингтоне, стал преподавателем университета. Выступая в 1989 в американской резиденции Спасо-Хаус в Москве, Аксёнов так объяснил влияние эмиграции на творческую судьбу писателя: «Ты сам являешься носителем того, что необходимо для литературы: пограничной ситуации».
  В США Аксёнов написал по-английски роман Желток яйца (1989), который впоследствии перевел на русский язык. Используя вымышленный дневник Достоевского, в котором великий писатель якобы спорит с Марксом «о сути коммунизма и о природе человечества», Аксёнов, по его словам, пытался в этом романе «найти некоторую модификацию определенного американского типа». Эти же поиски лежат в основе двух произведений Аксёнова об Америке – Круглые сутки нон-стоп (1976) и В поисках грустного беби (1987). В них выражено двойное видение Америки – после двухмесячной поездки и после переезда на постоянное жительство.
  В трилогии Московская сага (1992) Аксёнов рассказывает о трех поколениях семьи русского врача Бориса Градова. Действие начинается в середине 1920-х и заканчивается в начале 1950-х. Дети и внуки Градова, московские интеллигенты, воплощают в своих судьбах судьбу страны: участвуют в подавлении Кронштадтского мятежа, служат в армии, подвергаются репрессиям, становятся видными военачальниками или верующими. Автор вводит в роман выдержки из советской, европейской и американской прессы разных лет, рассказывающие о политических событиях, на фоне которых разворачивается частная жизнь Градовых, и о подробностях быта того времени.
  Попытка осмыслить новое время, начавшееся с перестройкой, предпринята в романе Новый сладостный стиль (1996).
  В творчестве Аксёнова происходит разрушение стереотипов – как идеологических, так и созданных им самим.
  (Из проекта "Кругосвет")


    Произведения:

    Сборник рассказов "На полпути к Луне" (1966, 186 стр.) (doc-rar 1 mb; html 1,1 mb; pdf 6,8 mb) – сентябрь 2009, март 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Общей для рассказов этого сборника явилась тема нравственного совершенства человека. Очень ярко выражена в них позиция автора, который вместе с героями дает бой подлецам и мещанам. Часто В. Аксенов сталкивает, противопоставляет два типа человеческого поведения, две морали. Так, в рассказе «Дикой» сопоставлены две судьбы: Павла Збайкова, прошившего полную трагизма, но и полную деяний жизнь «на ветру», и Дикого, испугавшегося «ветра эпохи» и растратившего свои силы на изобретение никому не нужной машины, придуманной им еще в детстве. И это противопоставление в каждом рассказе приобретает свои, неповторимые краски. Таковы рассказы «Местный хулиган Абрамашвили», «Маленький Кит, лакировщик действительности» и др.
      Кроме того, в книгу вошли «Японские заметки», согретые присущей В. Аксенову тонкой наблюдательностью и любовью к выразительной, символической детали. Заметки эти написаны с большим уважением к гордому и трудолюбивому японскому народу, и в то же время автор не скрывает острых противоречий в жизни Японии.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Дикой
    Завтраки 43-го года
    Местный хулиган Абрамашвили
    Катапульта
    Перемена образа жизни
    Японские заметки
    Папа, сложи!
    Товарищ Красивый Фуражкин
    На полпути к Луне
    Маленький Кит, лакировщик действительности


    Сборник прозы "Жаль, что вас не было с нами" (1969, 385 стр.) (doc-rar 701 kb; html 1 mb; pdf 9,6 mb) – сентябрь 2009, март 2020
      – OCR: Александр Продан (Кишинёв, Молдова)

      Имя писателя Василия Аксёнова хорошо известно советским читателям.
      В эту книгу включена повесть о трёх друзьях – «Коллеги». Молодые коллеги – врачи Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин – только что сошли со студенческой скамьи.
      Различны характеры молодых людей, но роднит и объединяет их стремление отдать полученные знания людям, поскорее посвятить себя избранной профессии. Труднее всего приходится порывистому, искреннему, не знающему никаких отступлений от намеченных целей Александру Зеленину; он уезжает в деревню и с головой уходит в ответственную работу сельского врача.
      В книгу вошли рассказы «Товарищ Красивый Фуражкин», «Маленький Кит, лакировщик действительности» и другие.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Коллеги. Повесть

    РАССКАЗЫ
    Маленький Кит, лакировщик действительности
    Местный хулиган Абрамашвили
    Японские заметки
    Под небом знойной Аргентины
    Товарищ Красивый Фуражкин
    «Победа». Рассказ с преувеличениями
    Рыжий с того двора
    На площади и за рекой
    Жаль, что вас не было с нами


    Роман "Остров Крым" (1981, 330 стр.) (pdf 10,5 mb) – март 2020
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      Если бы в тот день, когда я поставил точку в рукописи, кто-нибудь сказал бы, что этот роман будет издан в Симферополе, мне пришлось бы парировать: «Умерьте свою фантазию, сударь!»
      Теперь совершается чудо, перед которым превращение «полуострова» в «Остров» – несложная работа. Чудеса, между тем, продолжаются. Крымская фирма «Интерконт», например, собирается назвать организованные ею автогонки в духе романа – «Антика-ралли». Значит не так уж трудно можно будет представить на её виражах «питер-турбо» Андрея Лучникова.
      Так странно нынче переплетаются фантазия и реальность. Я надеюсь, что мой роман не только увлечёт крымчан своим довольно бурным сюжетом, но также поможет им в осмыслении истории своего края, как будто специально созданного Творцом для воплощения многонациональной гармонии.
      Василий Аксёнов, август 1991 года.


    Роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки" (2004, 560 стр.) (html 1,1 mb; pdf 13,3 mb) – апрель 2005, сентябрь 2022
      – OCR: Евсейка и Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      На заре века восемнадцатого, "галантного века", очень заинтересовались друг другом две значительные личности – Вольтер и Екатерина Великая. В романе Василия Аксенова оживают старинные картины, и сходят с них благородные герои, кипят страсти нам непривычные, завязывается нешуточная драма нестареющих вольтеровских идей...

      Из медальона на Вольтера смотрел младой лик Софьи-Фредерики-Августы-Анхальт-Цербстской, ныне Екатерины Второй. Императрицы Всея Руси. "Боже! Месьё! Прости мне мои жалкие вольности! Приемлю твой знак. Всемилостивейший и Всемогущий!!!" Он упал на одно колено – нитки на штанишках чуть-чуть треснули под коленом – и прижал свои сухие губы к нижней части портрета, где мастерски были выписаны складки ткани и грудь, розовеющая, как утренняя заря.
      (Аннотация издательства)


    Сборник "Край недоступных фудзиям" (2007, 304 стр.) (pdf 5,4 mb) – ноябрь 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Известный прозаик Василий Аксёнов впервые собрал под одной обложкой свои стихотворные опыты, которые присутствуют почти во всех его романах, и сопроводил их интереснейшими комментариями: о том, как создавалось то или иное произведение, что происходило в это время в стране, мире и его собственной биографии.
      (Аннотация издательства)

      «...Я то и дело испытываю желание выйти за границы жанра. Если в романном развитии возникает торможение, я обращаюсь к стиху, ухожу к поэтическому взволнованному бормотанию, камланию или даже распевке... Я призвал бы читателя не впадать в «звериную серьёзность». Старый сочинитель не жаждет поэтических лавров; просто «лета к суровой рифме клонят».
      (От автора)


    Сборник "Логово льва: забытые рассказы" (2007, 443 стр.) (pdf 10,7 mb) – август 2023
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Василий Аксёнов – кумир шестидесятых-семидесятых и один из самых популярных прозаиков нашего времени. Эта книга – подарок для истинных ценителей его творчества. В неё вошли рассказы, которые не переиздавались десятки лет. Разбросанные по старым номерам журналов и газет, они и сейчас поражают необыкновенной свежестью языка, особым «аксёновским» видением мира.
      (Аннотация издательства)

      «Я жалею свои юные годы. Я бы иначе их прожил. Вообще юность под Сталиным вспоминается как полоса полнейшей бессмыслицы, какое-то потерянное время. Хотя на самом деле оно, может, и не было потерянным. Потому что в этой забубенной хаотической жизни возникло такое, я бы сказал, спонтанное сопротивление: "Да катитесь вы все к чёртовой матери! Ничего я не боюсь!" И это давало какое-то определённое мужество».
      Василий Аксёнов

    Содержание:

    Евгений Попов. Случайных совпадений не бывает ... 5

    ВЫСОКО ТАМ. В ГОРАХ...

    Наша Вера Ивановна ... 9
    Асфальтовые дороги ... 33
    Самсон и Самсониха ... 55
    Сюрпризы ... 74
    С утра до темноты ... 90
    Катапульта ... 102
    Японские заметки ... 118
    Под небом знойной Аргентины ... 147
    Перемена образа жизни ... 188
    Высоко там в горах, где растут рододендроны, где играют патефоны и улыбки на устах ... 206
    О похожести ... 228
    Поэма экстаза ... 234
    Логово льва ... 243
    Зеница ока ... 249

    НЕПРЕРЫВНАЯ ЛИНИЯ

    Памяти Красаускаса ... 271
    ЦПКО им. Гинзбурга ... 281
    Трали-вали и гений ... 290
    Памяти Терца ... 304
    Господи, прими Булата ... 308
    Светлый путь ... 312
    Вестерны и истерны ... 316
    Сдвиг речи ... 320
    Шестьсот метров по прямой ... 324

    ВМЕСТО МЕМУАРОВ

    Жаль, если кого-то не было с нами ... 331
    Прощай, Ха-Ха век! ... 350
    О байронитах, лисах и земле ... 401
    Цикличность века ... 413
    Путь изгнанных из рая ... 428


    Александр Кабаков, Евгений Попов. Книга "Аксёнов" (2011, 291 стр.) (pdf 10,8 mb) – июль 2021
      – копия из библиотеки "ZLibrary"

      Книга «Аксёнов» Александра Кабакова и Евгения Попова – больше чем мемуары. Это портрет Художника на фоне его Времени, свободный разговор свободных людей о близком человеке, с которым им довелось дружить многие годы бурной, гротескной, фантасмагорической советской и постсоветской жизни. Свидетельства из первых уст, неизвестные истории и редкие документы опровергают устоявшиеся стереотипы восприятия и самого писателя, и его сочинений.
      (Аннотация издательства)


    Виктор Есипов. Сборник "Василий Аксёнов – одинокий бегун на длинные дистанции" (2012, 704 стр.) (pdf 22,4 mb) – октябрь 2022
      – копия из библиотеки "ZLibrary"

      Кумир шестидесятых годов прошлого века, самый яркий представитель так называемой городской прозы, один из самых популярных отечественных писателей, Василий Аксёнов предстаёт в первом разделе этой книги в воспоминаниях-очерках своих многочисленных друзей, живущих не только в России, но и далеко за её пределами. Причём это не только коллеги по ремеслу, писатели и поэты, но также люди других профессий: художники, музыканты, режиссёры кино и театра, журналисты, физики. Некоторых из них, к сожалению, как и Василия Аксёнова, уже нет среди нас, но сохранились их строки о нём.
      Во втором разделе книги представлена переписка Василия Аксёнова с друзьями и близкими людьми.
      Третий раздел составляют интервью с ним, взятые российскими и зарубежными журналистами с 1980 по 2008 год.
      Книга открывает перед читателем панораму общественной и литературной жизни Советского Союза, эмиграции и современной России.
      (Аннотация издательства)


    Дмитрий Петров. Книга "Аксёнов" (2012, 448 стр., ЖЗЛ) (pdf 68 mb) – март 2023
      – копия из библиотеки "ZLibrary"

      Этот писатель стал легендой ещё при жизни. Казалось бы – один из крупнейших молодых советских прозаиков, ставший американским, а потом, наконец, международным – он широко известен. Но это иллюзия. Непростая судьба и труд знаменитого автора "Коллег", "Звёздного билета", "Ожога", "Московской саги" и других популярных повестей и романов – Василия Аксёнова – всегда были темой сплетен, доносов, баек, мифов. Его многочисленные рассказы, стихи, очерки, интервью и сегодня вызывают интерес. Книга Дмитрия Петрова – итог работы с сотнями текстов, десятками людей – родных, друзей, недругов и критиков Аксёнова. Это – отважная попытка рассказать о нём правду. А может, сделать Аксёнова еще большей загадкой?..
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Часть первая. Восток. Дальний и близкий
    Часть вторая. Между Востоком и Западом
    Часть третья. Запад. «Дикий» и свободный
    Часть четвёртая. Россия. Новая и своя


    Виктор Есипов. Книга "Четыре жизни Василия Аксёнова" (2016, 320 стр.) (pdf 6,4 mb) – октябрь 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Биография писателя Василия Аксёнова, широко известного не только в России, но и в мире, настолько богата событиями, будто он прожил несколько жизней.
      Кого любил Василий Аксёнов – один из самых скандальных и ярких «шестидесятников» и стиляг? Кого ненавидел? Зачем он переписывался с Бродским и что скрывал от самых близких людей? И как смог прожить четыре жизни в одной? Ответы на эти непростые вопросы – в мемуарной книге «Четыре жизни Василия Аксенова».
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Об этой книге ... 7
    Четыре жизни Василия Аксёнова ... 11
    Конфликт с Иосифом Бродским ... 28
    вгения Гинзбург и Василий Аксёнов ... 75
    Василий Аксёнов и его поколение в романе «Таинственная страсть» ... 90
    «Затоваренная бочкотара» Василия Аксёнова и «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева ... 116
    Василий Аксёнов в литературном процессе конца шестидесятых – семидесятых годах прошлого века ... 138
    Предисловие к книге Василия Аксёнова «Ква-каем, ква-каем» ... 151
    Последний старт Василия Аксёнова ... 157
    «Аксёнов может жить только номером первым...» ... 168
    Вступительные тексты к журнальным публикациям ... 180
    «В край недоступных Фудзиям ...» ... 222

    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Семейное древо Василия Аксёнова ... 303
    Список кинофильмов и сценариев по книгам Василия Аксёнова ... 305
    Материалы для составления библиографии Василия Аксёнова ... 307
    Из библиографии Аксёнова ... 315

      Фрагменты из книги:

      "А Вакс стал настолько неудобен для власти, что на него совершается покушение, когда он с Ралиссой (Майя Аксёнова) возвращается на ярко-жёлтой «Ладе» в Москву после встречи с отцом. И это, пожалуй, самое драматичное место романа:
      «– Что за странная процессия, – успел произнести Ваксон.
      Когда их разделяло не более чем метров сто, КрАЗ пересёк осевую, скатился на полосу встречного движения и включил колоссальный свет. В тот же момент оставшиеся на своей полосе мотоциклы включили свой колоссальный свет, и таким образом водитель ярко-жёлтой «Лады» был полностью ослеплён.
      – Это конец! – успела воскликнуть Ралисса <...>
      Столкновение с тяжёлым советским металлом было неизбежно, а при попытке отвернуть его ждал глубокий кювет и серия беспомощных кульбитов с ударом о сосны и взрывом бака. И вдруг словно кто-то другой взял его руль. Он мощно выкрутил до отказа направо. Вслед за этим мгновенно выкрутил руль налево и до конца утопил педаль газа. С неистовым рёвом по самой кромке кювета "Лада" проскочила мимо КрАЗа. Не менее километра его машина неслась на своей максимальной, если не сверхмаксимальной скрости.
      Потом он стал тормозить, выехал на асфальт и остановился. Ралисса, почти без сознания, висела на его плече. Они обернулись. То ли сумрак успел за эти секунды основательно рассеяться, то ли зрение их обострилось, но они отчётливо увидели далеко позади, как КрАЗ с его эскортом без всяких огней уходят за поворот»."

    * * *

      "Бенедикт Сарнов рассказал, как когда-то однажды оказался в одной компании с Аксёновым на 7 ноября. День был пасмурный, моросил дождь. Вася, как вспоминал Бен, подошёл к окну, посмотрел и сказал: «А демонстрация-то у большевиков не получилась!» И тем самым сразу вызвал у него симпатию...
      После выступления Сарнова, в тон ему, Василий вспомнил, как, будучи молодым, зашёл в ресторан ЦДЛ и оказался в компании Ярослава Смелякова, Павла Нилина и Сергея Маркова. Они пригласили его сесть за их столик. Обращались к нему по имени-отчеству, уважительно, но с некоторой долей иронии. Слово за слово, речь зашла о событиях, кажется, в Греции, где коммунисты могли захватить власть, но что-то сорвалось. На что Василий бросил необдуманную реплику: «Я думаю, такая опасность ещё сохраняется». Мэтры переглянулись, после чего за столом наступила напряжённая тишина... «Больше они меня никогда в свою компанию не приглашали», – закончил Василий.
      Потом был небольшой банкет, к Васе постоянно подсаживались знакомые. Довольно долго общались с ним Белла Ахмадулина и Борис Мессерер. Белла была в хорошем расположении духа. Шутливо грозя пальчиком Василию, всё повторяла, смеясь: «Ты же ведь парнишка о-зор-ной!» Домой я уходил вместе с ним. У входа задержались минут на пять с Александром Чудаковым – Мариэтта ушла раньше. Он что-то с жаром рассказывал. Потом попрощался и пошёл к метро.
      А мы прошли к Чистопрудному бульвару – там Вася припарковал машину, недавно купленный красный «форд-фокус». Он довёз меня, как обычно, до Казарменного переулка. А вскоре мне позвонила приятельница и сообщила, что с Чудаковым несчастье: ему проломили голову в подъезде."


    Книга "Остров Личность" (2017, 416 стр.) (pdf 9,5 mb) – декабрь 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      «Остров Личность» – уникальная книга, в которую вошли очерки и публицистика Василия Аксёнова, в том числе его выступления на радио, ранее не публиковавшиеся.
      Аксёнов никогда не абстрагировался от несчастий окружающего мира, отвергал возможность уединения в «башне из слоновой кости». «Я, как писатель, абсолютно независим, я – анархист, куда меня понесёт перо, туда я и поплыву, не обращая ни на кого внимания. Но как гражданин я считаю себя обязанным принимать участие в политической жизни, хотя бы отчасти», – считал он.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    Виктор Есипов. Новая встреча с классиком ... 7
    На стыке жанров и времён ... 17
    Публицистика ... 101
    Радиодневник Василия Аксёнова ... 170
    Василий Аксёнов на «Эхе Москвы» ... 255

    Страничка создана 10 апреля 2005.
    Последнее обновление 29 августа 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768