|
Михаил Михайлович РОЩИН
(имя собств. Гибельман)
(1933-2010)
РОЩИН Михаил Михайлович, наст. фам. Гибельман (10. 2. 1933, Севастополь – 1. 10. 2010, Москва) – драматург, прозаик, сценарист.
Писать начал в дет. возрасте. Первый опубл. рассказ «Теплая сталь» (1952) – о заводе, где он работал фрезеровщиком, был отмечен премией газ. «Моск. комсомолец». Окончил Лит. ин-т им. М. Горького.
Перу Р. принадлежат сб-ки пов. и рассказов «В маленьком городе» (1956), «Каких-нибудь двадцать минут...» (1965), «С утра до ночи» (1968), «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Южная ветка» (1982), «Чертово колесо в Кобулети» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988) и др. Писатель неоднократно отмечал, что «считает себя прозаиком, а его считают драматургом» (авт. предисловие к сб. «Пьесы», 1980); тем не менее, большую известность принесла ему драматургия. Р.– автор пьес «Седьмой подвиг Геракла» (1963), «Дружина» (1965), «Старый новый год» (1966), «Валентин и Валентина» (1972), «Эшелон» (1973), «Девочка, ты где живешь?» (др. назв. «Радуга зимой» 1974), «Мой бедный Марат» (1974), «Ремонт» и «Муж и жена снимут комнату» (обе – 1975), «Спешите делать добро» (1979), «Близнец» (1984), «Вся надежда» (др. назв. «Роковая ошибка»), «Перламутровая Зинаида» (обе – 1986), «Аристофан, или Постановка комедии "Лисистрата" в городе Афины» (1987), «Шура и Просвирняк» (1988; одноим. пов.).
Р. работал над инсценировками произв. классической лит-ры, в т. ч. «Острова сокровищ» Р. Стивенсона (Центральный театр Сов. Армии), «Анны Карениной» Л. Толстого (МХАТ), «Мастера и Маргариты» М. Булгакова (Тюменский областной драматический театр). По его сценариям сняты к/ф: «Это серьезно» (по мотивам пьесы «Валентин и Валентина»; 1975), «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1984), «Старый новый год» (по одноим. пьесе; 1986), «Шура и Просвирняк» (по одноим. пьесе; 1988), «Ситцевый городок» (по пьесе «Вся надежда»; 1989), «Эшелон» (по мотивам одноим. пьесы; 1990).
Пристальный интерес к современности и современнику отличает прозу и драматургию Р. При этом внимание писателя сосредоточено гл. обр. на общечеловеческих проблемах. После выхода в свет первых прозаических сб-ков Р. наряду с одобрением читателей и критиков были и упреки в миросозерцательном благодушии, излишней умиротворенности в ущерб подлинному драматизму и сложности жизни, а также призывы обратиться к острым социальным темам. Однако выбор честной человеческой жизни в качестве предмета исследования, нек-рая усталость, недоверие и отстраненность от общественных тем и повышенное внимание к проблемам самоопределения и нравств. выбора личности принципиальны для Р. Его проза – это широкий спектр жизненных впечатлений, сюжетов, характеров. Здесь соседствуют повести о городских «трудных» девочках-подростках («Роковая ошибка») и молодом И. Бунине («Бунин в Ялте»); рассказ о первой любви, не выдержавшей напора внешних обстоятельств («Бабушка и внучка») и история любви последней, вместе с которой уходит жизнь («Чертово колесо в Кобулети»); полная напряженного психологизма повесть на вечную тему «талантов и поклонников» («Сад непрерывного цветения») и мозаичные картины из жизни худож. и околохудож. элиты («Море волнуется»); рассказ о женщине, вновь открывающей для себя простые истины верности и любви («Июль»), и ироничная зарисовка о мужчине, творящем идеал в своем воображении («Алина»). Автор внимателен к повседневности с ее житейскими драмами, давящим бытом и неустроенными судьбами и одновременно с ее радостями, человеческим взаимопониманием и даже прорывами в сферу ирреального. Один из исследователей определил идейно-тематические составляющие прозы Р. как «отданность бытию и безусловный приоритет частной жизни» (Виноградов И. О прозе Михаила Рощина // Рощин М. Избранное. М., 1988. С. 664). Для Р. характерна увлеченность, порой завороженность жизнью во всех ее проявлениях; идея ее самоценности – один из лейтмотивов его прозы. В этом мироощущении – источник «умиротворенности и благодушия» писателя, глубоко оптимистичной и гуманной основы его творчества.
Широк и жанровый диапазон прозаика. Ему доступны и психол. повесть, и притча; динамичный сюжет и почти бессюжетное повествование («Бунин в Ялте», «Южная ветка» и др.); в одном сборнике часто сведены житейские истории и «подлинно фантастические рассказы», по авт. определению («Канистра», «Викинг» и др.). Стилистически прозаик тяготеет к реалистическим традициям рус. классической лит-ры. Его отличает бережное отношение к слову, богатство интонаций и психол. языковых мотивировок, отсутствие экстравагантности и вычурности. Р. присуще мастерство психол. характеристики. Узнаваемы и органичны в его повестях и рассказах колоритные персонажи разного возраста и пола, представляющие тот или иной социальный и культурный слой общества.
Идейно-худож. тенденции, отразившиеся в прозе Р., во многом характерны и для его драматургии. Тот же интерес к жизни современника, и прежде всего духовной, личной жизни, та же многоплановая повседневность, столь же узнаваемые колоритные характеры. В сравнении с прозой усиливается социальное звучание произв., в особенности в пьесах сатирического плана. Первый драматургический опыт – «Седьмой подвиг Геракла» – сатира-иносказание с использованием мифологического сюжета о греческом герое, очищающем от многолетней грязи конюшни (государство?) царя Авгия, не утратил актуальности в момент постановки в 1987 (театр-студия «Современник-2»).
В комедии-притче «Ремонт» (Моск. театр сатиры, Ленинградский театр комедии, 1975) история капитального ремонта дома осмыслена драматургом как история «ремонта» человеческих душ через общение, как очищение и обновление социальной жизни и человеческих отношений.
В комедии «Старый новый год» (МХАТ, 1973; Ленинградский театр комедии, 1974) разрабатывается тема опустошающего душу «вещизма». В фарсовых, гротесковых тонах представляет драматург жизнь и быт «принципиально рабочего» Себейкина с его незамысловатой жизненной философией («живи проще!») и хищным инстинктом собственника («снегоочиститель, и тот на себя гребет!») и конструктора по интерьеру Полуорлова, пресыщенного и ироничного сноба, мечтающего спустить в мусоропровод большую часть вещей и тем самым получить «духовную свободу». Герои-антиподы быстро находят общий язык. Обычно мягкий в оценках и нетенденциозный, Р. достаточно язвительно высмеивает в этой комедии без положительных героев печальные нравств. итоги, к которым приводит недостаток духовной культуры при материальном достатке.
Полна сатирического пафоса и пьеса «Перламутровая Зинаида» (МХАТ, 1986). Именно так называется произв., которое никак не удается главному герою – писателю Аладьину. Роман для него – редкая возможность уйти из суетной действительности в мир мечты и гармонии, но жизнь в лице ревнивой и алчной жены, редактора-конъюнктурщика, актрисы, требующей роли, берет свое... Шедевр не получился, надежды не сбылись – на всем лежит печать иронического скепсиса поздних 70-х гг., когда и была написана пьеса.
Др. группу составляют, по определению автора, «лирические» пьесы, в основу которых положены любовные или внутрисемейные коллизии («Валентин и Валентина», «Муж и жена снимут комнату», «Спешите делать добро» и др.). В них закономерно явное внимание драматурга к ситуации, когда герой стоит перед нравств. выбором. В 70-е гг. ряд талантливых драматургов (А. Вампилов, А. Дворецкий, Р. Ибрагимбеков и др.) отличало внимание к социальным процессам нравств. развития, к взрослению личности. Исследователи увидели в этом обращение к чеховским принципам построения драмы.
В пьесе «Валентин и Валентина» («Современник», 1971, МХАТ; Ленинградский Большой драматический театр, 1972) молодые герои отстаивают свое право на любовь и самостоятельную жизнь, не только вступая в конфликт с родителями, но и преодолевая множество внутренних барьеров, сомнения, страх, малодушие. Именно этот процесс познания себя, драма первого серьезного жизненного испытания привлекают автора пьесы прежде всего. Сюжетно и тематически продолжает ее семейно-бытовая комедия «Муж и жена снимут комнату» (Ленинградский театр драмы и комедии, 1976). Р. прослеживает извечное столкновение представлений об идеальной любви с действительностью. Симпатизируя героям, драматург все же оставляет открытым финал пьесы, не настаивая на однозначно счастливом конце.
Необычная ситуация положена в основу пьесы «Спешите делать добро» («Современник», 1980). Глава семьи Мякишевых, возвратившись из командировки, привозит с собой девочку-подростка, которую спас от самоубийства. В размеренный быт столичной семьи вторгается недетская драма Оли Соленцовой, которая становится для окружающих нравств. испытанием. Драматург показывает, как порой важно не только сделать, но и отстоять добро.
Особое место в драматургии Р. занимает пьеса «Эшелон» (МХАТ, «Современник», 1975; 3-я премия и диплом 3-й степени на фестивале «Московская театральная весна-75» присуждены за триптих на воен. тему из спектаклей «Вечно живые» В. Розова, «Из записок Лопатина» К. Симонова и «Эшелон» Р.). Она имеет автобиогр. характер, посвящена матери драматурга и связана с его дет. впечатлениями от эвакуации во время Великой Отеч. войны. В пьесе очень сильны элементы эпического повествования, что придает ей нек-рую статику и снижает сценичность, однако ее высокий героико-лирич. пафос, живые характеры женщин, в судьбах которых обобщена судьба народа на войне, ставят «Эшелон» в ряд лучших произв. драматурга.
Очень непростой была сценическая жизнь мн. пьес Р. В нач. 60-х гг. реж. Б. А. Львов-Анохин планировал поставить «Седьмой подвиг Геракла» в Малом театре. Но пьеса появилась на др. сцене лишь 25 лет спустя. 2 года «Современник» добивался разрешения играть «Эшелон», многочисленные переделки затормозили на 7 лет постановку «Старого нового года» во МХАТе, а пьеса «Валентин и Валентина» шла там без объявления в афише, пока в высоких инстанциях обсуждалась приемлемость ее языка и коллизий. Любимая пьеса Р. «Ремонт» с успехом шла в Театре сатиры, пока не была снята со сцены по решению официальных органов в 1979. 10 лет длилась борьба за постановку «Перламутровой Зинаиды».
Более чем за 30 лет творческой деятельности Р. приобрел широкую популярность среди читателей и зрителей и репутацию одного из наиб. востребованных драматургов. «Он действительно творческий и мобильный человек,– пишет О. Ефремов, поставивший на сцене МХАТа не одну пьесу Р.,– кажется, что конца его придумкам и юмору нет. Юмор этот добрый, позитивный... Слово у него емкое, объемное, вкусное... он его любит, чувствует, он им играет» (Ефремов О. Начнем с себя // Совр. драматургия. 1986. №3. С. 9).
Значительное место в творчестве писателя занимают публицистика и лит. критика. Творческие заслуги Р. отмечены в 1984 орденом «Знак Почета».
Соч.: Пьесы. М., 1980; Рассказы с дороги. М., 1981; Чёртово колесо в Кобулети: Рассказы. М., 1987; Полоса: Повести, рассказы, статьи. М., 1987; Избранное: Пов., рассказы / Послесл. И. Виноградова. М., 1988.
Лит.: Зубков Ю. Позиция критика // Огонек. 1972. №13; Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы лит-ры. 1974. №5; Фролов С. Судьбы жанров драматургии. М., 1979; Станилов Б. Парадоксы добра // Театр. М., 1981. №46; Латынина А. Минута застарелого тяготения // Лит. газ. 1985. 7 авг.
И. В. Монисова.
(Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века")
Произведения:
Книга "Иван Бунин" (2001, ЖЗЛ, 315 стр.) (pdf 4,4 mb) – май 2021
– копия из библиотеки "ZLibrary"
Публикуемая в серии «ЖЗЛ» книга Михаила Рощина о Иване Алексеевиче Бунине необычна. Она замечательна тем, что писатель, не скрывая, любуется своим героем, наслаждается его творчеством, «заряжая» этими чувствами читателя. Автор не ставит перед собой задачу наиболее полно, день за днём описать жизнь Бунина, более всего его интересует богатая внутренняя жизнь героя, особенности его неповторимой личности и характера; тем не менее он ярко и убедительно рассказывает о том главном, что эту жизнь наполняло.
Кроме «Князя» в настоящее издание включены рассказ Михаила Рощина «Бунин в Ялте» и сенсационные документы, связанные с жизнью Бунина за границей и с историей бунинского архива. Документы эти рассекречены недавно и публикуются впервые.
(Аннотация издательства)
Игорь Виноградов. "О прозе Михаила Рощина" – ноябрь 2009
Повесть "Южная ветка" (html 362 kb) – ноябрь 2009
"Херсонес! Великое, высокое место!
Но с ним связано и другое,– что нам древние греки? – здесь, если копнуть сухую землю в любом месте, тотчас глянет на тебя ржавый патрон, пряжка, кусок брезентового ремня, осколок, алюминиевая не наша пуговица, а то и котелок, и граната, и кусок трака от танка или каска. Начиная отсюда и дальше, до Казачьей и Камышовой бухт, до самого Херсонесского маяка и мыса, лежало после войны (сюда и не пускали патрули, но мы, мальчишками, все равно пробирались) одно из великих кладбищ войны: сюда сбиты были и отсюда сброшены в море немецкие дивизии, оборонявшие Крым. Каски складывали пирамидами, поражавшими воображение, пляж, где катаются сейчас на свободе волны, завалило упавшими как попало с обрыва, точно детские игрушки, танками, грузовиками, повозками, орудиями. Глазам не верилось, что такое может быть. Среди степи мог валяться на пузе самолет с красными звездами на крыльях или черный, шикарный открытый лимузин, с черными кожаными сиденьями, простроченными, как ватник, и частью уже вырезанными сапожным ножом. Мы не застали, потом приехали, а отец рассказывал: под колесами хлюпало от трупов, стоял май, горели маки, цвел ковыль, солнце сияло, и лопались сами по себе раздутые лошадиные туши, распугивая отяжелевших коршунов. Тысячи пленных сидели и лежали на земле под солнцем, «студебекеры» вывозили немецких раненых, а море, еще холодное, веселое, весеннее, выплескивало и выплескивало на берег солдатские трупы, образуя кромку вдоль пляжа, как теперь наносит море мусор, водоросли и дохлых мальков – на растерзание крабам и чайкам. Выгорел мазут на земле, дымили костры и походные кухни. На берег ехали и ехали из города, из всей армии, со всех сторон поглядеть: что тут есть? И матросы с кораблей, и те, кто живой остался и помнил, как два года назад, на этом самом месте, вот так же придавили к морю нас, строчили с воздуха, били с моря, жгли огнеметами,– не дали снять с берега раненых, отсекли, насладились победой за всю бесконечную нашу оборону, и отборные ребята с Малахова, с Мекензиевых гор, с погибших кораблей рвали на себе тельняшки и плакали от бессилия, от обиды смертельной,– они выдержали все, а теперь погибали на мысу, оставались обреченными на смерть, на плен, и это невыносимое, запредельное для души чувство для тех, кто бился и не сдавался, чей принцип, чей смысл жизни заключался в несдаче,– это состояние тысяч сердец так, видно, и осталось стоять в херсонесском воздухе. Морю, ветру все равно, но мне не все равно, я знаю, помню, чувствую, как это было. Тысячи с одной стороны, и тысячи с другой. Тысячи. Десятки тысяч. Горе."
(Фрагмент)
Сборник рассказов "Чёртово колесо в Кобулети" (1987, 50 стр.) (pdf 1 mb) – июнь 2021
– копия из библиотеки "Maxima Library"
М. Рощин – автор книг «Каких-нибудь двадцать минут...», «С утра до ночи», «24 дня в раю», «Река», «Спешите делать добро», «Рассказы с дороги», «Южная ветка» и известных пьес «Валентин и Валентина», «Муж и жена снимут комнату», «Эшелон», «Спешите делать добро», «Роковая ошибка», «Близнец», «Старый новый год», «Ремонт».
(Из аннотации издательства)
Содержание:
Викинг ... 3
Воронка ... 11
Канистра ... 21
Тренер ... 29
Чёртово колесо в Кобулети ... 38
Рассказ "Бунин в Ялте" (html 127 kb) – май 2004
– OCR: Давид Титиевский (Хайфа, Израиль)
Страничка создана 14 мая 2004.
Последнее обновление 12 июня 2021.
|