Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Сергей Павлович ЗАЛЫГИН
(1913-2000)

  ЗАЛЫГИН, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1913–2000), русский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН (1991). Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 в с.Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губ. в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям. В 1939 окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946–1955); кандидат технических наук (1949). Во время Великой Отечественной войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лег в основу книги Залыгина Северные рассказы, 1947); в 1955-1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.
  В 1941 выпустил первую книгу Рассказы; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвященными проблемам сельского хозяйства (кн. рассказов и очерков На Большую землю, 1953; Весной нынешнего года, 1964; Красный клевер, 1955). В «оттепельные» годы опубликовал повесть Свидетели (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в т.ч. – своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести Обыкновенные дни (1957) и книгу рассказов Блины (1963). Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П.Астафьева, В.Г.Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи, изданная в Новосибирске (1961), и роман Тропы Алтая, посвященный исследователям труднодоступных районов. Роман привлек внимание А.Т.Твардовского и был опубликован в 1962 в журнале «Новый мир», где в 1964 увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть На Иртыше (Из хроники села Крутые Луки), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.
  «Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с еще большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах Соленая падь (1967; Государственная премия СССР, 1968), Комиссия (1975) и После бури (кн. 1–2; 1980–1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в Соленой пади – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е.Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в Комиссии – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе После бури).
  С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте им. А.М.Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР. В 1986–1998 – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И.Солженицына, а также роман Б.Л.Пастернака Доктор Живаго и др. острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в т.ч. самого Залыгина).
  Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман Южноамериканский вариант, 1973). Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» Свобода выбора (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 в. Философская повесть Однофамильцы (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть Ирунчик и Уроки правнука Вовки (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.
  Залыгин оставил также путевые очерки (в т.ч. о Китае, который он посетил в 1958), повесть Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах (1973), многочисленные литературно-критические (Мой поэт. О творчестве Чехова, 1969; Литературные заботы, 3-е изд., 1982; Собеседование, 1982; статьи о Н.В.Гоголе, Л.Н.Толстом, П.Н.Васильеве, А.П.Платонове, Л.Н.Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи (Два провозвестника, 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М.Достоевского и В.И.Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; Моя демократия, 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; Культура, демократия и тоталитаризм, 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, т.е., в первую очередь, национального языка и воплощенного в нем образа мыслей).
  Умер Залыгин в Москве 19 апреля 2000.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    "Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 1. Тропы Алтая: Роман; Свидетели: Сатирическая повесть; На Иртыше: Повесть" (1989, 591 стр. / Вступ. статья Игоря Дедкова) (pdf 14 mb) – январь 2024
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      В том входят широкоизвестный роман «Тропы Алтая» (1959-1961), посвящённый исследователям Горного Алтая, сатирическая повесть «Свидетели» (1956), а также повесть «На Иртыше» (1964), рассказывающая о жизни крестьян Прииртышья в период становления колхозов.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    И. Дедков. Вручить свои мысли ... 5
    Тропы Алтая. Роман ... 33
    Свидетели. Сатирическая повесть ... 393
    На Иртыше. Повесть ... 465


    Роман "Комиссия" (1975) (html 3,1 mb) – сентябрь 2003
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США)

      Разного облика произрастают леса по великой Сибири...
      Одни – прозрачно-зелёные, лёгкие, другие – и не зелёные вовсе, а иссиня-тёмные;
      одни – в светлых рощах-островках, пронизанных солнцем, разбросаны по степям, по склонам, по речным долинам, другие волнуются на тысячевёрстных протяжениях;
      одни – вздымаются в горы под самую кромку снегов, под грани вечного льда, другие – ниспадают к северу, к морям и океанам холодным, почти безжизненным;
      одни – лелеют буйное разнотравье на лесной своей подстилке, привечают кустарниковую молодь, а в других местах лесной почвы только бурая хвоя, мхи серые и останки мёртвых древес.
      Но есть и ещё леса – ленточными борами зовутся они...
      Те вдоль невеликих речек и неширокой полосой разматываются с юга на север или обратно, не известно, как и почему возникая в ковыльном либо в озёрном крае земли. И неизменно сопровождает ленточный бор течение то весёлых и бойких, то едва тронутых движением вод с древними татарскими названиями: Карасук, Бурла, Кулунда, Касмала, Барнаулка, Алей, Чарыш.
      Только не эти малые речушки, а леса при них всюду, где они существуют, преображают степь, сливают свой запах с её запахом, свой цвет и свет с её цветом и светом, своё молчание с её тишиною и шёпотом, свой гул и шум – с её вьюгами-буранами, меняют природу, всё степное существо земли.
      Весь мир вокруг себя преображают они.
      И жизнь человеческая тоже издавна становилась иной при ленточных борах, не степная была там и затерянная жизнь, не лесная глухоманная, – была она просторна пашенной землёю и не бедна лесом, его дарами; была не вдали от всего света, но и не жалась, не лепилась к большакам, к путям водным и ямщицким.
      Была она сама по себе – со своим укладом, со своею привычкой, со своими корнями, погружёнными в лесостепные почвы.
      (Аннотация издательства)

    Страничка создана 26 сентября 2003.
    Последнее обновление 5 февраля 2024.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2024.
MSIECP 800x600, 1024x768