Юрий Павлович КАЗАКОВ
(1927-1982)
КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927-1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В
Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами
Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершённой повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б. Зайцевым и Г. Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К. Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А. Нурпеисова.
В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
(Из энциклопедии "Кругосвет")
Произведения:
Сборник "Во сне ты горько плакал" (1977) (doc-rar 155 kb; pdf 18 mb) – июль 2002, апрель 2021
В книгу известного писателя Юрия Казакова вошли лучшие произведения, написанные им за двадцать лет. Его герои – люди разных профессий. Их характеры вырисовываются в разрешении серьёзных морально-этических конфликтов, которые ставит перед ними жизнь. Богатство внутреннего мира нашего современника, его духовный максимализм – таков пафос избранных произведений однотомника, издающегося к 50-летию со дня рождения признанного мастера рассказа.
(Аннотация издательства)
Содержание:
Некрасивая (1956)
Странник (1956)
Тэдди (1956)
Никишкины тайны (1957)
Арктур – гончий пёс (1957)
Манька (1958)
Трали-вали (1959)
В город (1960)
Ни стуку, ни грюку (1960)
Кабиасы (1961)
Нестор и Кир (1961)
Осень в дубовых лесах (1961)
Сборник "Избранное" (1985) (doc-rar 359 kb) – прислал Александр Продан – октябрь 2005
В «Избранное» известного русского советского прозаика Ю. Казакова (1927-1982) вошли лучшие его рассказы, а также очерки из цикла «Северный дневник».
(Аннотация издательства)
Содержание:
Вл. Гусев. Судьба Казакова
РАССКАЗЫ
Ночь
Тихое утро
На полустанке
Голубое и зеленое
Некрасивая
Странник
Тэдди
Арктур – гончий пес
Манька
Старики
Трали-вали
Ни стуку, ни грюку
В город
Кабиасы
«Вон бежит собака!»
Запах хлеба
Осень в дубовых лесах
Адам и Ева
Двое в декабре
Ночлег
Плачу и рыдаю
Проклятый Север
Свечечка
Во сне ты горько плакал
СЕВЕРНЫЙ ДНЕВНИК
Северный дневник
Нестор и Кир
Калевала
Какие же мы посторонние?
Отход
Белуха
Долгие крики
Белые ночи
И родился я на Новой Земле (Тыко Вылка)
Сборник прозы "Поедемте в Лопшеньгу" (1983) (doc-rar 355 kb) – прислал Александр Продан – ноябрь 2005
Замечательный мастер рассказа Юрий Павлович Казаков (1927-1982) знаком читателю как автор многих талантливых книг – «На полустанке», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре», «Северный дневник», «Во сне ты горько плакал» и других, – выходивших начиная с конца пятидесятых годов у нас в стране и за рубежом.
Творчество Казакова отмечено рядом международных премий, в том числе Дантевской премией 1971 года, за выдающийся вклад в развитие современной литературы.
Эта последняя книга Ю. Казакова, в составлении которой участвовал уже обреченный на смерть писатель, объединяет его рассказы, очерки и литературные заметки разных лет. В них Юрий Казаков предстает перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют извечно близкие человеку проблемы счастья, смысла жизни, взаимопонимания между людьми.
(Аннотация издательства)
Содержание:
РАССКАЗЫ
* На полустанке
* Некрасивая
* Странник
* Голубое и зеленое
* Тэдди
Никишкины тайны
* Арктур – гончий пес
Поморка
* Манька
В тумане
* Трали-вали
По дороге
* В город
* Кабиасы
Нестор и Кир
* Осень в дубовых лесах
* Адам и Ева
* Двое в декабре
Легкая жизнь
На острове
* Ночлег
* Проклятый Север
* Белуха
* Долгие крики
* Свечечка
* Во сне ты горько плакал
ОЧЕРКИ
* Северный дневник
На Мурманской банке
* Калевала
* Какие же мы посторонние?
* Отход
* Белые ночи
Ночь на «Веге»
* И родился я на Новой Земле (Тыко Вылка)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ
О мужестве писателя
Соловецкие мечтания
Не довольно ли?
Единственно родное слово
Для чего литература и для чего я сам?
Поедемте в Лопшеньгу
А. Клитко. Неисчерпаемость слова
Звездочкой отмечены произведения, не вошедшие в данную публикацию и вошедшие в сборник Ю. Казакова "Избранное", М., "Худ. лит.", 1985 (Автор публикаций – А.П.)
Сборник "Две ночи: Проза. Заметки. Наброски" (1986) (doc-rar 219 kb; pdf 24,8 mb) – прислал Александр Продан – ноябрь 2005, июнь 2020
Георгий Семёнов. Очерк "Грустная книга" – ноябрь 2005
Сборник «Две ночи» – последняя, в сущности, новая [1986] книга Юрия Казакова – наряду с законченными произведениями включает наброски повести и рассказов, автобиографические и путевые заметки, выдержки из дневников и записных книжек, литературно-критические выступления писателя. Значительное место в книге занимают архивные публикации.
(Аннотация издательства)
Содержание:
И. Кузьмичёв. Об этой книге
I
Автобиографические заметки
Автобиография
Господин редактор, благодарю Вас
Из дневников и записных книжек
Из дневника 1949-1953 гг. *
Из дневника 1959-1966 гг. *
Абрамцево. Фенологический дневник. 1972 г. *
Из записной книжки 1981 г. *
II
Из повести «Две ночи» («Разлучение душ») *
Ночь первая
Арбат был завален обломками
И уже пять лет
Зависть
Песни леса *
Пропасть *
Наброски рассказов *
Вечерний звон
Ангел небесный
Молодой инженер-химик Саша Скачков волновался
Нет, бывает все-таки счастье
Девятый круг
Навсегда-навсегда
Чиф
Смерть, где жало твое?
Старый дом
Мне всё помнится
В первый раз попал я в Печоры... *
Закарпатская проблема
«И все это два какие-то дни...» *
Румынские впечатления
Четыре времени года (Ода Архангельску) *
Мальчик из снежной ямы
III
Северный волшебник слова
Вдохновенный певец природы
Щедрость души
Добрый талант
Песнь человеку и природе
Памяти Хемингуэя
Ответы на анкету журнала «Вопросы литературы» (1962, № 9)
О Лермонтове
Предисловие к роману А. Нурпеисова «Сумерки»
Несколько слов о В. Лихоносове
Рассказчик Олег Кибитов *
О Владимире Солоухине *
Выступление в книге «Писатели высказывают свое отношение к войне во Вьетнаме»
Не довольно ли?
О Бунине
Вилла Бельведер *
Поедемте в Лопшеньгу
Ф. Поленов и его рассказы
Опыт, наблюдение, тон
«Вот и опять Север...»
«Единственно родное слово»
Для чего литература и для чего я сам?
* Материалы, отмеченные звездочкой, подготовлены к публикации А. Ю. Казаковым и Т. М. Судник.
Игорь Кузьмичёв. "Юрий Казаков: Набросок портрета" (doc-rar 358 kb) – октябрь 2005
Книга ленинградского критика Игоря Кузьмичёва посвящена известному советскому прозаику Юрию Казакову (1927-1982), внесшему заметный вклад в развитие современного русского рассказа.
(Аннотация издательства)
Оглавление:
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Старый Арбат
Голубое и зелёное
«Моя охота...»
На полустанке
Репутация мастера
ГЛАВА ВТОРАЯ
По следам Пришвина
Какие же мы посторонние?
Соловецкие мечтания
Мужество писателя
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Осень в дубовых лесах
В город
Плачу и рыдаю
Свечечка
«Послушай! Не идёт ли дождь?..»
Очерк "Северный дневник" (1960) (doc-rar 104 kb) – ноябрь 2002
Дневник Юрия Нагибина (фрагмент о Юрии Казакове) – ноябрь 2002
Сергей Поликарпов. Очерк "Жизнь должна быть лучше..." (К 60-летию со дня рождения Юрия Казакова) – ноябрь 2005